Дни и время соверешния церковных служб

Первоначально установленная апостолами и записанная святым апостолом Иако­вом, до IV века служба эта не имела строго общего чина для всех церквей. В первые века христианства благодать Святого Духа столь обильно изливалась на христиан, что почти каждый крестившийся получал видимые дары: учительский, пророческий, дар исцеления, говорения на разных языках. Из посланий апостола Павла известно, что имеющим дар пророчества позволялось по наитию свыше изменять формулы трапезы Господней. По мере оскудения даров появилась необходимость в строгом неизменяе­мом чине литургии, и в IV веке святой Василий Великий, архиепископ Кесарийский, составил чин литургии, а святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, несколько сократил ее. Они не заново создавали службу, а просто упорядочили ее, и с этого времени чин литургии стал одинаков во всей Церкви. Литургия апостола Иакова служится редко, литургия Василия Великого совершается десять раз в году: в 5 первых воскресений Великого поста, в Страстную Субботу и Великий Четверг, в навечерие Богоявления и Рождества Христова, и 1 января. В остальные дни служится литургия Иоанна Златоуста.

На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь и крестные страдания Христа и Его смерть. Соответственно земной жизни Спасителя, литургия разделяется на несколько частей: от Рождества до Крещения; от Крещения до времени проповеди и чудес; последние дни Его жизни земной. Именно поэтому существуют и три части службы: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных. Ниже мы поговорим о каждой в отдельности.

Проскомидия — это время приготовления хлеба и вина для претворения их в Тело и Кровь Христовы. Как мы упоминали, раньше христиане сами приносили в храм хлеб (называемый просфорой — приносимым), вино и прочие дары для бо­гослужений (воск, елей и другие), часть из которых и отбиралась для Таинства. Из других хлебов вынимались частицы с воспоминанием имен тех, от кого и за кого были эти приношения (именно так на русский язык переводится слово «проскомидия»), остальные же раздавались верующим во время литургии: все садились за стол и вкушали пищу, что называлось вечерей любви.

Сейчас во время литургии употребляются 5 просфор, но непосредственно для Та­инства нужна одна — как образ одного Спасителя всех людей Иисуса Христа, ввиду чего просфоры имеют особый вид. Каждая из них состоит из двух частей, изготовля­емых из теста одна отдельно от другой, а затем соединяемых вместе. Просфора имеет большое символическое значение. Приготовленная из муки, которая, в свою очередь, изготавливается от зерен бесчисленного множества колосьев, обозначает человека, со­стоящего их множества природных элементов, а также человечество в целом, которое состоит из множества людей. Помимо этого, символичен и внешний вид просфор: нижняя часть представляет собой все земное, плотское в человеке и человечестве и, соответственно, говорит о человеческой природе Христа; верхняя же часть является обозначением духовного начала в каждом человеке и во всем человечестве, в котором запечатлен образ Божий и незримо присутствует Его Дух. Именно эта — верхняя — часть просфоры, избранной собственно для Таинства, говорит об Иисусе Христе как о Боге.

То, что присутствие Бога и духовное начало пронизывает человека ичеловечество, проявляется и в приготовлении просфор, когда добавляютсясвятая вода и дрожжи. Первая символизирует Божью благодать, а вторые —животворящую силу Духа Святого, дарующего жизнь каждому. Это женапоминает нам слова Сына Божия о духовной жизни, стремящейся к ЦарствуНебесному, уподобляемому Им закваске, положенной в муку, благодаря чемуи поднимается затем все тесто.

Не случайно просфора делится на две части так, чтобыэто было видно: видимое деление обозначает разделение невидимое. Так,мы видим перед собой плоть — мука и вода —и душу — дрожжи и вода святая — которые находятся в неразрывном, но инеслитом единстве (почему, собственно, и изготавливаются части просфорыотдельно, а затем соединяются, представляя одно целое).

На верхней части просфоры ставится печать, изображающаяравносторонний четырехконечный крест со следующими словами: надперекладиной IС и ХС (Иисус

Христос), под ней — HI и КА (в переводе с греческого — победа), чтоможно прочитать как «Иисус Христос победитель», крестом победил врагови доставил спасение людям. По преданию, этот крест со словами на нем вIV веке явился импера­тору Константину Великому, который увидел его нанебе составленным из звезд.

Печать, о которой мы сейчас сказали, символизирует невидимую печатьобраза Божия, которым проникнуто все естество человеческое, ипредставляющее высшее начало в нем. Более того, можно вспомнить идругие символические значения просфо­ры. Это и соответствие ее посвоему устройству сущности человека до грехопадения, и символ,говорящий о вечности Христа (имеется в виду форма круга) и человечестваво Христе, знак того, что человек был сотворен для жизни вечной; инапоминание единства небесной и земной областей бытия, небесной иземной полноты Церкви.

Из этой служебной просфоры ножом в виде копия вырезается центральнаячасть — Агнец. Эту часть располагают на дискосе и покрывают звездицей(звездица представляет собой две металлические крестообразносоединенные дуги; в конце проскомидии она ставится на дискос,предохраняя частицы от соприкосновения с покровом), а сверху —покро­вами. Это символизирует Рождество Иисуса Христа, когда Он обвитбыл пеленами и положен в ясли, а звезда, взошедшая на небе, привела кнему на поклонение волхвов.

Сам Агнец надрезают крестовидно на 4 части, и правая его сторонапронзается копьем; в это же время в чашу вливают красное вино и воду.Это действо обознача­ет, что Иисус родился для того, чтобы пострадать,что подробные предсказания о страданиях Его и смерти появились еще доЕго рождения. Они исполнились, когда Христос висел на Кресте и воин,ударив Его копьем в бок, увидел истекшие оттуда кровь и воду.

Поскольку христианская символика многогранна, можно говорить о том,что от­деление Агнца символизирует и Рождество Христа из пречистогочрева Пресвятой Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенногоестеством Божественным человеческого естества Иисуса Христа от средыгрешников, от среды мира земного, жизни земной. Поскольку отделение этосопровождалось злобой людской, вплоть до смерти, то и Агнец вырезаетсякопьем. Именно копье символизирует жестокость и телесную смерть.

Кроме Агнца, готовят еще 4 просфоры. Справа от него (если смотретьна восток) полагают частицу в честь Богородицы, слева — 9 частиц изтретьей просфоры, что соответствует числу чинов Ангелов и святых; подагнцем — взятые из четвертой просфоры частицы за здравие живых, а ниже— за упокой умерших.

В целом эти приготовления говорят о том, что на литургии приноситсяСпаси­тельная Жертва, уже прославившая многих и ходатайствующая опрощении грехов, о получении славы и блаженства на небесах.

Приготовления (то есть проскомидия), которые мы описали, совершаютсяв алтаре, невидимо от народа, что тоже символично. Такой же тайной былоРожде­ство Иисуса Христа, свершившееся в пещере, и так же скромна исмиренна была Его жизнь до вступления в общественное служение. Чтобывидимо это выразить, показать уединение Сына Божия в течение 30 лет вНазарете, алтарь закрывается особой завесой.

Во время проскомидии читаются часы третий и шестый (мы говорили оних выше), напоминая суд у Пилата, поругание, страдания Христа, Егострадания на Кресте (читаются псалмы 16, 24, 50, 35, 54, 90-й), вкоторых есть слова: « Призри на меня, и помилуй меня, ибо я одинок иугнетен... призри на страдание мое и из­неможение мое...» (Пс. 24, 16).

Когда приготовлено все необходимое для Таинства Евхаристии,священник про­возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и СвятагоДуха ныне и присно и во веки веков», после этого начинается такназываемая литургия оглашенных. Свое название она получила, во-первых,благодаря тому, что Христос, сошедший в мир, огласил его словом истины,а во-вторых, потому что на ней могут присутствовать и оглашенные (люди,которые только готовились к Крещению и изучали церковные законы иправила), и кающиеся, и даже язычники. В принципе, эту часть службыможно называть и общей литургией, так как ее с древних времен названныенами люди выстаивали вместе.

Слова священника повторяются трижды в знак того, что через Сынастало ясным Таинство Троицы. Верующие готовятся принести Богу молитвы ислушать Святое Писание, дабы быть готовыми к принятию Святых Тайн.

Молитвы, которые здесь произносятся, содержатся в великой ектении,которая учит, о чем именно и как должен молиться православный. Какименно? Миром, то есть с ясной и спокойной душой, не отягощеннойсуетой, тревожными мыслями, за­ботами; находящейся в гармонии сокружающей действительностью. Далее, молить как бы не от себя, а черезходатайство Богородицы и Святых; с совершенной предан­ностью иупованием на волю Всевышнего, с готовностью принять все, что Он пошлет(«Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим»),поскольку «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошенияу Него».

Молятся за весь мир, за всех верующих (то есть о них), молятся облагах ду­ховных и телесных. Чем искреннее и усерднее молитва, темболее призывает она благословение Божие на людей.

За молитвами следуют благодарения Всевышнему за благодеяния людям, аосо­бенно за принесенное Христом спасение. Поются 102-й и 145-й псалмы,где пере­числяются все милости Бога.

Благодарения и славословия оканчиваются торжественной песней в честьИисуса Христа, где Он представляется как Единородный Сын Божий: «Единсый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу». После этогоначинаются вспоминание (намеренно употребляем это слово, посколькуимеется в виду сам процесс) земной жизни Христа; Крещение Его и явлениена проповедь.

 

 

 Далее открываются Царские врата, и совершается малый вход с Евангелием.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »