Кроме перечисленных, существуют и краткие службы, отсылающие нас кевангельским сюжетам, говорящим о страданиях Христа. Такиебогослужения называются часами (всего их 4).
Час первый (7-й час утра): с наступлением нового дня вспоминаетсяпредание Иисуса учеником Его в руки врагов, а также ведение Спасителя кпервосвященникам на суд.
Час третий: вспоминается осуждение Его у Пилата, преданиепоруганиям. Наряду с этим напоминается и другое событие: сошествиеСвятого Духа на апостолов.
Час шестый: ведение Христа на Голгофу и распятие Его между двух разбойников.
Час девятый: смерть Господа на кресте.
В древности часы были выделены в отдельные службы, каждая из которыхсостояла из псалмов, относящихся к указанным обстоятельствам земнойжизни Спасителя, и нескольких молитв, также посвященным этим событиям.Сейчас эти службы последовательно присоединены к главным: час первый —к утрене, часы третий и шестый — к литургии, час девятый — к вечерне.
Если же говорить о начале церковного дня, то оно ведет отсчет свечера, с которого согласно Книге Бытия Господь создал день: «...и былвечер, и было утро — день один», так же начиналась служба и у древниххристиан (поскольку днем они просто не имели возможности собираться),продолжаясь до рассвета и нося название всенощного бдения. Именно ночь,как время свободное от суеты и забот, более располагает к молитве.
Всенощное бдение совершается накануне праздников и воскресений сбольшой торжественностью; это службы, совершающиеся каждый день, носоединенные вместе. Оно включает в себя: во-первых, великую вечерню, ав двунадесятые праздники (12 наиболее важных после Пасхи) с литией(усиленным всенародным молением); во-вторых, утреню с полиелеем(торжественным песнопением), что в переводе с греческого означает«многомилостивый»; в-третьих, час первый.
Кроме этого, различают общую службу, применительно ко времени еесовершения — вечерни и утрени и частную службу для праздничных иливоскресных дней. Соответственно, на всенощной, как правило, звучат однии те же песнопения и молитвы, исключая те, что относятся к празднику.
Поговорим сначала о вечерне, общей службе.
Как мы сказали, всенощная начинается с вечера, когда становитсятемно, и эта темнота отсылает нас к первобытному мраку, покрывавшемуземлю в первые минуты ее сотворения. Сотворение мира и жизнь первыхлюдей — вот что знаменует начало всенощной.
В открытых Царских вратах священник с кадилом в руке возносит хвалуПресвятой Троице, а затем кадит весь храм, во время чего поется 103-йпсалом («Благослови душе моя, Господи!»), а затем выносится свеча,обозначающая первозданный свет, вышедший из тьмы Божьим словом.
Каждение фимиамом символизирует Духа Божия, парящего над землей ивдыхающего жизнь в Его творение, а открытые Царские врата отсылают наск жизни первых людей (еще до грехопадения), когда им было открыто Небо.Само же пение псалма дает картину красоты только что сотворенного мира.
Закрытие Царских врат так же символично, как и их открытие. Это знакгрехопадения людей, из-за чего они были изгнаны из Рая, из-за чеговход на небо для людей стал закрыт. В это время поют 1-й псалом, гдеидет речь о гибельности следования советам искусителя и счастиислужения Богу. Причем, как сам 1-й псалом, так и следующие за нимпоются не целиком, многое произносится про себя; слышим же только тестихи, в которых оплакиваются преступление грешника (им же самим):«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых...», далее —обращение к другим людям: «Служите Господу со страхом и радуйтеся Ему стрепетом» (2-й псалом), что, в свою очередь, завершается прошением кБогу об избавлении раскаявшегося грешника. Затем звучит песня«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», которая показывает скорбьсогрешившего прародителя, и во время пения ее каждый молящийся как бысоотносит себя с Адамом. Параллельно совершается каждение храма,напоминающее жертвы, которые приносят Богу, дабы умилостивить Его, атакже покаянные молитвы, читаемые при этом.
Кроме раскаяния, «Господи, воззвах к Тебе...» говорит и о надежде нато, что Бог поможет очиститься от грехов, и, наряду с этим, изображаетхвалу Ему за великие милости к людям.
К приведенным стихам из псалмов присоединяются и священные песни в честь празднуемого события — «Стихиры на Господи воззвах», именно здесь мы слышим впервые песни, посвященные собственно празднику. Стихир может быть 10, 8, 6 и 4, их количество зависит от важности события, и, в зависимости от дня, они будут различными. Так, например, в воскресенье стихиры оканчиваются Догматиком — песней догматического содержания в честь Богородицы. Во время этого краткого песнопения вновь отворяются Царские врата, что символизирует открытие для людей райских врат с приходом на землю Сына Божия от Пресвятой Девы Марии.
« Назад | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Вперед » |