Дни и время соверешния церковных служб

«Аллилуйа» — Херувимская песнь, поскольку ее воспевают Херувимы перед Божьим Престолом, что открылось Иоанну Богослову. Слово «аллилуйа» можно перевести как «Хвалите Господа», песнь три раза поется в честь Отца, Сына и Святого Духа и прибавляется: «Слава Тебе, Боже» — для выражения веры в Единого Бога в Святой Троице.

«Приидите поклонимся» повторяется три раза и выражает приглашение воздать честь Иисусу Христу — Царю и Богу, ведь именно через Него открывается Тайна Святой Троицы.

Теперь уделим внимание времени, которое отводится для богослужения.

Служба призвана освятить наиболее значимые часы дня: начало, середину, конец, но важны они не только сами по себе, а в связи с событиями Священной истории, с земной жизнью и страданиями Иисуса Христа.

Такими службами являются утреня, вечерня и литургия. Вечерня, как и следует из названия, начинается с вечера, дабы после трудов дневных возблагодарить Господа за прошедший день. Есть еще повечерие — служба, совершаемая в древности после ужина (по вечери), перед сном; в ней просили покоя для тела и души. В настоящее время эти службы соединяются одна с другой.

В раннехристианские времена читали (и сейчас во многих монастырях сохранился этот устав) полуношницу в 12 часов ночи — время, когда воскрес Господь, и когда по церковному преданию будет Его второе пришествие. Затем, отведя некоторое время сну, собирались вновь перед рассветом на следующую службу — утреню. Во время утрени испрашивается благословение на день грядущий, когда человек гото­вится приступить к насущным делам. Теперь же эти две части службы соединены в утреню.

Божественная литургия — служба, установленная в память о земной жизни Иисуса Христа, Его служения спасению человечества. Для литургии отведено дообеденное время, так как она является духовным обедом для верующих и поэтому имеет название обедни.

Кроме перечисленных, существуют и краткие службы, отсылающие нас кеван­гельским сюжетам, говорящим о страданиях Христа. Такиебогослужения называ­ются часами (всего их 4).

Час первый (7-й час утра): с наступлением нового дня вспоминаетсяпредание Иисуса учеником Его в руки врагов, а также ведение Спасителя кпервосвященникам на суд.

Час третий: вспоминается осуждение Его у Пилата, преданиепоруганиям. Наряду с этим напоминается и другое событие: сошествиеСвятого Духа на апостолов.

Час шестый: ведение Христа на Голгофу и распятие Его между двух разбойников.

Час девятый: смерть Господа на кресте.

В древности часы были выделены в отдельные службы, каждая из которыхсостояла из псалмов, относящихся к указанным обстоятельствам земнойжизни Спасителя, и нескольких молитв, также посвященным этим событиям.Сейчас эти службы последовательно присоединены к главным: час первый —к утрене, часы третий и шестый — к литургии, час девятый — к вечерне.

Если же говорить о начале церковного дня, то оно ведет отсчет свечера, с которо­го согласно Книге Бытия Господь создал день: «...и былвечер, и было утро — день один», так же начиналась служба и у древниххристиан (поскольку днем они про­сто не имели возможности собираться),продолжаясь до рассвета и нося название всенощного бдения. Именно ночь,как время свободное от суеты и забот, более располагает к молитве.

Всенощное бдение совершается накануне праздников и воскресений сбольшой торжественностью; это службы, совершающиеся каждый день, носоединенные вме­сте. Оно включает в себя: во-первых, великую вечерню, ав двунадесятые праздники (12 наиболее важных после Пасхи) с литией(усиленным всенародным молением); во-вторых, утреню с полиелеем(торжественным песнопением), что в переводе с греческого означает«многомилостивый»; в-третьих, час первый.

Кроме этого, различают общую службу, применительно ко времени еесовер­шения — вечерни и утрени и частную службу для праздничных иливоскресных дней. Соответственно, на всенощной, как правило, звучат однии те же песнопения и молитвы, исключая те, что относятся к празднику.

Поговорим сначала о вечерне, общей службе.

Как мы сказали, всенощная начинается с вечера, когда становитсятемно, и эта темнота отсылает нас к первобытному мраку, покрывавшемуземлю в первые минуты ее сотворения. Сотворение мира и жизнь первыхлюдей — вот что знаменует начало всенощной.

В открытых Царских вратах священник с кадилом в руке возносит хвалуПре­святой Троице, а затем кадит весь храм, во время чего поется 103-йпсалом («Благо­слови душе моя, Господи!»), а затем выносится свеча,обозначающая первозданный свет, вышедший из тьмы Божьим словом.

Каждение фимиамом символизирует Духа Божия, парящего над землей ивды­хающего жизнь в Его творение, а открытые Царские врата отсылают наск жизни первых людей (еще до грехопадения), когда им было открыто Небо.Само же пение псалма дает картину красоты только что сотворенного мира.

Закрытие Царских врат так же символично, как и их открытие. Это знакгрехопа­дения людей, из-за чего они были изгнаны из Рая, из-за чеговход на небо для людей стал закрыт. В это время поют 1-й псалом, гдеидет речь о гибельности следования советам искусителя и счастиислужения Богу. Причем, как сам 1-й псалом, так и сле­дующие за нимпоются не целиком, многое произносится про себя; слышим же только тестихи, в которых оплакиваются преступление грешника (им же самим):«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых...», далее —обращение к другим людям: «Служите Господу со страхом и радуйтеся Ему стрепетом» (2-й псалом), что, в свою очередь, завершается прошением кБогу об избавлении раскаявшегося грешника. За­тем звучит песня«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», которая показывает скорбьсогрешившего прародителя, и во время пения ее каждый молящийся как бысоотносит себя с Адамом. Параллельно совершается каждение храма,напоминающее жертвы, которые приносят Богу, дабы умилостивить Его, атакже покаянные молитвы, чи­таемые при этом.

Кроме раскаяния, «Господи, воззвах к Тебе...» говорит и о надежде нато, что Бог поможет очиститься от грехов, и, наряду с этим, изображаетхвалу Ему за великие милости к людям.

К приведенным стихам из псалмов присоединяются и священные песни в честь празднуемого события — «Стихиры на Господи воззвах», именно здесь мы слышим впервые песни, посвященные собственно празднику. Стихир может быть 10, 8, 6 и 4, их количество зависит от важности события, и, в зависимости от дня, они будут раз­личными. Так, например, в воскресенье стихиры оканчиваются Догматиком — песней догматического содержания в честь Богородицы. Во время этого краткого песнопения вновь отворяются Царские врата, что символизирует открытие для людей райских врат с приходом на землю Сына Божия от Пресвятой Девы Марии.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »