Дни и время соверешния церковных служб

Священник, читающий молитвы перед Царскими вратами во время шестипсалмия, напоминает об Иисусе Христе, Вечном Ходатае за людей перед Отцом Своим.

В ответ на псалмы (как бы в ответ Ангелам) поется приветственная песнь Спа­сителю людей: «Бог — Господь и явися нам; Благословен грядый во имя Господне», а к ней присоединяется другая, именуемая тропарем.

В тропаре объясняется сущность праздника, происходит прославление священного события, в честь которого совершается богослужение.

За тропарем следует чтение двух кафизм Псалтири.

Псалтирь по церковному уставу положено прочитывать за неделю целиком, а дважды в неделю во время Великого поста.

Оставшаяся часть всенощной посвящена непосредственно праздничному дню. Любой праздник сам по себе для верующего есть реальное событие, происходящее вновь и вновь переживаемое, а не простое воспоминание Божиих благодеяний людям. Поэтому и возносят благодарение Господу, для чего происходит каждение всего храма и поются стихи псалмов «Хвалите имя Господне...» (Пс. 134 и 135), а как знак деяния особенного, отмечаемого в празднике, посреди церкви ставится икона, перед которой поется Величание (краткая песнь-восхваление), читается Евангелие, а затем следует поклонение и целование иконы всеми молящимися с помазанием елеем, освященным на литии.

На воскресном всенощном бдении читается Евангелие об одном из явлений вос­кресшего Спасителя женам мироносицам или апостолам, в другие праздники читается Евангелие о соответствующем событии. Затем Евангелие выносится для поклонения (символизирует восставшего Спасителя), и народ поет дивную песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу...»

Происходит помазание елеем — видимый знак невидимой Божьей милости, при­ходящей к православным непосредственно через сам праздник, поклонение и цело­вание — выражение любви и благодарности верующих Богу за Его благодеяния.

Часть богослужения, о которой мы сейчас говорили (начиная от кафизм), на­зывается полиелеем (греч. «многомилостиво»), поскольку в псалмах, которые во время нее поются, довольно часто повторяется фраза «яко благ, яко в век милость Его». Полиелей продолжается до канона, который представляет собой сложное многострофное произведение, посвященное прославлению празднуемого события (прославление праздника или святого). Слово «канон» переводится с греческого как «правило». Он входит в состав не только утрени, но и повечерия, полунощницы и некоторых других служб. Свою историю это произведение ведет от древних времен, когда на богослужении пелись не только псалмы Давида, но и другие библейские песни. Взятые за образец, они послужили основой христианских песнопений, к которым позже присоединились и другие, в честь Господа Бога, Богоматери и святых.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »