Иконы: чудеса
Чудеса «от святых икон» — это неотъемлемая часть христианского православия. О них стоит поговорить подробнее.
Молящиеся могли получить власть над природными стихиями, услышать пророческие гласы, избавиться от злых духов, но более всего через иконы совершалось исцелений от тяжких неизлечимых болезней. В первые времена церкви даром исцелений были наделены самые совершенные из христиан. Но в последующее и в настоящее время людям чаще дается дар пророчества мыслей, а дар исцелений стал довольно редок. Исцеления более изливаются от святых икон и мощей.
Нередко святые являлись живущим на земле именно в том виде, в каком они изо-бражались на иконах. Православные христиане считают, что почитание икон с изо-бражением святых благоугодно самому Богу. Например, святой Амвросий Медиоланский свидетельствует в своем письме, что перед открытием мощей мучеников Протасия и Гервасия в 396 году явился ему святой апостол Павел именно в том виде, как изображался на святых иконах. В V столетии Нил, инок синакийский, бывший градоначальник Константинопольский, описал следующее чудо святого мученика Платона, память которого празднуется 18 ноября. На синайских подвижников напали сарацины и с другими иноками увели в плен сына одного инока. «Старец, скрывшись в это время в потаенную пещеру, истекал слезами, не вынося утраты боголюбивого сына, умолял Владыку Христа преклониться на милость, по ходатайству отечественного мученика Платона. В то же время и сын, связанный в плену, просил Бога по молитве того же святого мученика умилостивиться над ним и совершить чудо. Молитвы того и другого — и отца в пещере горы, и сына в плену — были услышаны, и вот Платон (мученик), представ внезапно сидящим на коне и ведущим другого коня, является бодрствующему отроку, который узнает его потому, что часто видал изображение святого на иконах, немедленно приказывает ему, встав из среды всех, взять коня и сесть на него. И когда, подобно паутине, разрешились на отроке узы, он, освободившись по молитве и восстав по мановению Божию, едет на коне смело и радуясь следует за путеводствующим святым мучеником. Вскоре оба, — и святой Платон, и юный монах, — как бы окрыленные, достигают жилища, в котором молится и плачет старец, и победоносный мученик, спасший скорбящему сердцем отцу любимого сына, делается невидимым» (Творения преподобного Нила, рус. перев. Ч. 3. С. 436).