Искусство конца XV - начала XVI века

Тип „Одигитрии" представлен в собрании в различных изводах , в разных оттенках отношения „владычицы мира" к человечеству. Одним из наиболее значительных образов является „большая" Одигитрия из города Дмитрова первой трети XVI века неясного извода. Наиболее близка она типу Одигитрии Психосострии (душеспасительницы), но отличается от нее рядом деталей. Судя по особенностям нерусских ликов младенца и Марии, она является списком с какой-нибудь византийской иконы XII-XIII веков. В тщательной проработке асимметричных форм, „дымом писанных", как говорили про московскую живопись, то есть написанных легко и прозрачно, но в то же время восходящих к византийской пластике, передается средневековое отношение к мирозданию как к несовершенству, открытому для вхождения совершенного. Совсем иной образ Одигитрии из Николо-Жабнинского монастыря в городе Калязине (середина XVI в.): в ней больше отрешенности, но не холодной недоступности, а скорее теплого сожаления. Одигитрия из Калягина близка по композиции типу Одигитрии Смоленской с младенцем, обращенным к зрителю.

Следует отметить, что в собрании музея имеется „Одигитрия" из Иосифо-Волоколамского монастыря письма Дионисия (начало XVI в.), очень схожая по композиции и рисунку с иконой из Калязина. Явное сходство позволяет считать, что „Одигитрия" из Калязина является повторением работы Дионисия (тем более, что они близки и по размерам) или же общего для них образца.

Слабее в музее представлена иконография Богоматери типа „Умиление", хотя именно этот тип получил на Руси особое распространение в образе „Владимирской". Интересна икона „Богоматерь Владимирская" (середина XVI в.), вольно передающая древний оригинал.

Особенно выделяется из икон типа „Умиление" небольшая икона середины XVI века, которая является настоящим шедевром. Лучшие традиции московской школы выражены в великолепной по выразительности композиции, в свободной моделировке формы. Подчеркнутое смещение правой руки Марии, поддерживающей младенца, соответствующее склонению ее головы, ритмически развивает это движение, придает образу необычайное художественное одухотворение. Руки Марии, тонкие, изящные пальцы написаны с высоким мастерством. Превосходно изображена иконописцем и фигура младенца, как бы сливающегося с матерью в единое целое.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »