Искусство конца XV - начала XVI века

„Троица Ветхозаветная" (первая треть XVI в.) из города Дмитрова несомненно написана под иконографическим влиянием рублевской иконы. Это выразилось в характеристике ангелов. Их мечтательная задумчивость навеяна углубленной созерцательностью рублевских ангелов. На трапезе - одна чаша. Но колорит иконы - розовые горки, мягкие тона одежд - характерен для начала XVI века.

В музее хорошо представлена иконография Богоматери Одигитрии. Ряд изображений Одигитрии относится к концу XV - началу XVI века. Получила широкую известность маленькая икона с улыбающейся Марией „Богоматерь Одигитрия (Смоленская)" конца XV - начала XVI века из города Дмитрова. При всей необычности образа (как правило, ее лик более печален и строг), она, видимо, может быть отнесена к серии небольших однотипных изображений этого времени, из которых известны несколько икон в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника и других. Неуловимая мягкость образа, прозрачность красок и изящное понимание формы позволяют сближать ее с махрищской Троицей. Не случайно они происходят из смежных местностей.

Распространение изображений Одигитрии в конце XV века становится характерным явлением. Укрепление почитания Одигитрии в это время видно, в частности, и из того, что поновление обгоревшей иконы „Богоматерь Одигитрия" из Вознесенского монастыря в Кремле в 1482 году было поручено крупнейшему художнику Дионисию, что указывает на ответственность заказа. Очевидно, это связано с сознанием преемственности между Московским государством и погибшей Византией, где Одигитрия считалась покровительницей Константинополя. Московские великие князья стремились укрепить культ цареградской святыни, утверждая свои права на особую мировую роль владык „третьего Рима".

Знаменитая теория „Москва - третий Рим" сформировалась в конце XV - начале XVI века. С предельной лаконичностью она была выражена псковским старцем Филофеем: „Два Рима пали, третий стоит, четвертому не бывать". Эта теория выражала уверенность в некоей особой исторической миссии еще небольшого, но быстро растущего Московского государства и возникла под влиянием побед над мусульманами-татарами, с одной стороны, и гибели „отступницы" Византии - с другой. В области искусства она способствовала идеям величия и аристократичности, которые начинают все сильнее вытеснять мудрую простоту более ранних традиций.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »