Искусство конца XV - начала XVI века

Кроме этих произведений круга Дионисия, московская школа начала - первой трети XVI века представлена в музее рядом других первоклассных памятников, в основном происходящих из города Дмитрова, а также из других центров.

Влияние Дионисия испытали, очевидно, мастера, писавшие две житийные иконы - Георгия и Николы, происходящие из Пятницкой церкви города Дмитрова. Они принадлежат первой трети XVI века и отвечают новым эстетическим запросам своего времени. Эстетизацию формы легко проследить, если сравнить житийную икону Георгия с другой, так же происходящей из Дмитрова, но из Успенского собора и написанной в более ранних традициях. Хотя цвет в последнем произведении более скромный, но его нюансы тонкие, отделка лика очень тщательна. Рисунок, особенно в клеймах, может быть охарактеризован здесь как „наивный реализм", в изображениях много непосредственности, живой заинтересованности художника в судьбе и страданиях мученика. Действия палачей, их озлобленность он передает зачастую с тонкой наблюдательностью. Таковы, например, фигуры в сцене колесования.

Мастер „Георгия" из Пятницкой церкви совершенно иначе представляет эти же сцены. У него палачи так же бесстрастны, как и мученик, отличимый от них лишь венчиком. Подход художника к сюжету здесь отвлеченно-созерцательный, более безучастный, чем у мастера иконы из Успенского собора. Очевидно, описание страданий Георгия для художника Пятницкой церкви становится гораздо более „литературой", чем для его собрата. Георгий в среднике иконы из Пятницкой церкви представлен как богатый и знатный воин: он в блестящих доспехах, с разукрашенным узорочьем колчаном и ниспадающим почти до земли плащом. В характере складок плаща передано ощущение тяжести, что является новшеством более развитого искусства по сравнению с бесплотной невесомостью изображаемого в памятниках XV - начала XVI века. Вообще богатый, длинный плащ - один из важных, в понятиях средневековья, признаков положения в обществе, даже предмет щегольства. В облике самого Георгия подчеркнуты аристократически тонкие руки и ноги, что одновременно является общим иконографическим признаком придворного искусства XVI века.

Георгий в среднике иконы из Успенского собора представлен иначе: как воин, в облике которого подчеркнута сила рук и ног, что и требовалось каноном. Его облик прост, но значителен. Античная традиция еще чувствуется в свободной опоре правой руки на копье и в ее ритмическом соответствии движению левой руки с мечом. В иконе из Пятницкой церкви эта ритмика заменилась произвольностью движения.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »