Искусство конца XV - начала XVI века

На искусство конца XV - начала XVI века накладывает широкий отпечаток влияние Дионисия. Но мастер чернокуловского чина выступает независимо от его прямого воздействия; он остается в рамках среднерусской художественной традиции, ориентируясь при этом на более ранние новгородские памятники. Это видно, если сравнить, например, „Спаса" с новгородскими иконами „Отечество" (XIV в.), „Илья Пророк" (XV в.; обе в Государственной Третьяковской галерее). От XIV века идет и такая особенность, как поворот ангела в сторону Спаса. Обращение к прошлому характерно для искусства начала XVI века. Но если Москва нередко стремилась вернуться к византийским формам, то для местных центров, в частности, для Ростова, характерно возвращение к национальной традиции как возможности продолжения местной культурной автономии.

К чернокуловскому деисусному чину относится также икона „Архангел Гавриил".

Из Чернокулова же происходят несколько „праздников" того же времени. Один из них - „Распятие" (начало XVI в.) - находится в Музее имени Андрея Рублева, три других - во Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике. Они написаны в различных манерах. „Распятие" по иконографии принадлежит к тому типу, который был с исключительным совершенством воплощен Дионисием в иконе 1500 года (Государственная Третьяковская галерея) из Павло-Обнорского монастыря. Легкий, свободный рисунок, несколько утрирующий формы, свидетельствует о связи мастера чернокуловского „Распятия" с народной средой.

Одной из лучших композиций с прямоличными изображениями святых является икона „Избранные святые: Косма, Иаков, брат господень, и Дамиан" (первая половина XVI в.). Судя по насыщенному колориту, ее происхождение может быть связано с Новгородом. Иаков, „брат господень", по преданию, первый епископ Иерусалима, изображен в епископских одеждах в центре; по его сторонам - Косма и Дамиан. Икона выполнена очень тщательно. Ее писал художник, имевший большой личный опыт и хорошую школу. Это чувствуется в расположении локальных цветовых плоскостей, во владении линией.

Иконописец мастерски пользуется различными видами симметрии: так, красный цвет в одеждах Космы и Дамиана он располагает в зеркальной симметрии по отношению к обрезу книги в руке Иакова - смысловому центру композиции, а синий и охристый - по диагональной. Создается сложный цветовой ритм, сочетающийся с повторной симметрией рисунка всех трех фигур и по-разному характеризующий святых. С большим мастерством и свободой художник пользуется цветовой линией в одеждах Иакова, рисуя внешний контур его крестчатой ризы зеленой линией, а внутренний - красной. О художественном чувстве формы свидетельствует тщательная проработка контуров рук двойной совмещенной линией различных оттенков. Мастер умело сочетает объемность и плоскостность форм. Судя по завершенности, отточенности форм, икона была создана ближе к середине XVI столетия.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »