Искусство конца XV - начала XVI века

Естественно думать, что автор „Георгия" из Пятницкой церкви знал икону городского (Успенского) собора, лишь недавно поставленную. Невольно хочется предположить, что он стремился превзойти своего более консервативного современника. В иконе чувствуются отголоски каких-то светских влияний. Мастера привлекают скорее художественные эффекты, особенно колористические. Цветом он пользуется виртуозно. Вместо обычного зеленого позема он пишет голубой, в чем имеется сходство с Дионисием, который использовал синие поземы в деисусном чине из Ферапонтова монастыря. Мастер сознательно пересекает голубое поле позема красно-оранжевым пятном плаща, сталкивая два противоположных по цветовому кругу цвета. Сочетания голубого, розового, зеленого характерны также для клейм иконы.

Икона „Никола Зарайский, с житием" (первая треть XVI в.) написана в живописной манере, близкой „Георгию" из Пятницкой церкви. По-видимому, обе иконы созданы в одной мастерской, но, вероятно, разными мастерами. Композицию в данном случае художник создавал, строго следуя канону, античная постановка фигуры чувствуется достаточно сильно. В среднике полуфигуры Христа и Богоматери представлены в облачных фонах. Это более натуралистический и более поздний, по-видимому, тип фона в данной композиции: в других иконах XV-XVI веков встречаются ровные фоны красного (у Христа) и синего (у Богоматери) цветов, которые изображают небесные сферы.

Мастерство иконописца в этой работе особенно ощутимо при рассмотрении клейм. Сопоставляя их с живописным исполнением „Георгия" из Пятницкой церкви, можно отметить большую смягченность в клеймах „Николы", непосредственное переживание мастером событий, заинтересованность в жизни изображаемых персонажей, переданную совсем иначе, чем в „Георгии" из Успенского собора. Так, во втором клейме экспрессивно выражено изумление матери отказом младенца от молока. В клейме „Явление Николы во сне царю Константину" на воинах стражи русские доспехи. Таким образом мастер осовременил событие, что не является, впрочем, особенной редкостью при изображении данного сюжета. Но в рассматриваемом случае фигуры и доспехи тщательно проработаны: нельзя не отметить определенный натурный момент. Очень интересны два клейма, посвященные истории с ковром. Хрупкость образов, стройность и изысканность архитектуры в первом из клейм невольно вызывают в памяти образы Проторенессанса в Италии, хотя в рассматриваемых композициях сохраняется вся специфика русской интерпретации. Фигуры бедняков облагорожены, но художник подчеркивает их заинтересованность, волнение в связи с продажей ковра, их последнего достояния.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »