Чины святости

Многие из юродивых обладали удивительным даром чудотворений: например, Виссарион Египетский низвел дождь во время сильной засухи; Михаил Клопский открыл источник чистейшей воды; Максим Тотемский прославился множеством чудесных исцелений.

Своим подвигом притворного безумия или безнравственности юродивые выявляли несовместимость таких понятий, как здравый смысл и христианская правда. Практически всем юродивым приписывали дар пророчества, который давался им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. По свидетельству многих современников, древнерусские юродивые ходили чаще всего нагими, с распущенными волосами и железной цепью на шее. В XVI веке юродство стало одной из форм пророческого служения, соединенного с крайней аскезой и посмеянием в миру. В эпоху, когда церковная иерархия оказалась лишенной своего права ходатайства за неправедно осужденных, подвиги юродивых приобрели политический  и социальный смысл: обличение сильных мира сего стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Именно юродивые, которых невозможно лишить голоса, выступают теперь как единственные поборники Христовой правды. Но с конца XVI века власть начинает все более подозрительно относиться к таким людям, а в XVIII веке Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина стали блаженная Ксения Петербургская и блаженный Николай Рынин, которые были канонизированны в XX веке.

Святые миряне и жены

Имен этих святых не так много в русских святцах, однако осмысление их подвига, за который они и были причислены к лику святых, не просто существенно дополняет представление о русской религиозности, но и ясно показывает, что святость не ограничивалась лишь стенами монастырей, а пронизывала всю толщу жизни людей. С особым благоговением народное благочестие относится к младенцам, которые погибли насильственной смертью. В младенцах видели чистую жертву, принесенную на заклание. Именно как невинно убиенный младенец был канонизирован в XVII веке царевич Димитрий Угличский. Есть случаи канонизации церковью и мирян, смысл подвига которых состоял в социальном опрощении: богатые и сильные мира этого добровольно отрекались от богатства и власти и начинали вести образ жизни простого крестьянина. Таким святым, например, был дворянин по происхождению Симеон Верхотурский (XVII век).


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »