Чины святости

Однако с этого момента начинается другой процесс — сакрализации царской власти. Все попытки ввести в сонм святости русских царей в силу совершенного над ними Таинства Миропомазания, который является важнейшей составной частью обряда венчания на царство — предпринимались неоднократно, но всем инициативам, исходящим от самой царской власти, не суждено было стать неотъемлемой частью народной религиозности. Дело в том, что в попытках прославления монархов, в той литературной основе, которая специально была создана для этого, отсутствовал важнейший компонент, необходимый для признания святости государя, — жертва, которая была принесена им своему народу, отечеству. Исключением стали только последний император Николай II и все члены его семьи, которые уже в наше время были канонизированы как страстотерпцы.

Преподобные

Не меньшее значение в истории имел чин преподобных, то есть тех, кто избрал иноческий путь и стремился в жизни уподобиться самому Христу. Отец русского монашества, преподобный Феодосий Печерский, был вторым после Бориса и Глеба святым, торжественно канонизированным Русской Церковью. В нем вся Русь нашла свой идеал святого, и оставалась верна ему на протяжении многих столетий. Основные черты характера святого Феодосия и его подвига, отраженные в житии, стали эталоном праведности для его учеников и многих последователей. Благодаря этому святому представление о русском иноке навсегда связалось с любовью к книгам как проявлением стремления к духовному просвещению, со смирением, которое основано на живом созерцании уничижения Христа, и довольством элементарными насущными нуждами. Русский инок — тот, кто, как преподобный Феодосий, скрывал свои аскетические подвиги, чья жизнь, кроме благодатных часов молитвы, заполнена тяжелым физическим трудом, и кто, уйдя из мира, не потерял связь с людьми, взяв на себя ответственность служить духовным отцом для мирян.

Вторая из важнейших фигур чина преподобных — Антоний Печерский, учитель Феодосия, основатель Киево-Печерского монастыря. Подвиг Антония, последователя святогорской (афонской) монашеской традиции, проникнут атмосферой жестоких искушений и связанных с ними страданий. Такая крайняя аскеза не была свойственна Феодосию, который был вдохновлен примерами палестинских подвижников.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »