Чины святости

Весь сонм праведников церковь разделила на так называемые чины святости: святителей, князей, преподобных, юродивых, святых мирян и жен.

Князья

Знаменательно, что первыми русскими святыми были Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира I Красное Солнышко, убитые по приказу Святополка, своего сводного брата, пожелавшего взойти на престол после смерти Владимира. Однако прославлялись князья не как самовластцы, а как страстотерпцы. Слава их состояла в добровольном отречении от власти и принесении себя в жертву, на которой было образовано русское государство эпохи Ярослава Мудрого. Данному  поведению христианского князя, долг которого заключается в жертвовании собой ради спасения своего народа, были отныне призваны следовать все князья на Руси. В глазах русского человека той эпохи, население княжества, ради которого была совершена жертва, получало большее преимущество по сравнению с другими, так как обретало твердую надежду на спасение от врагов молитвами великого князя. Именно княжеская гробница как священное захоронение, содержащее чудотворные останки, оказывалась тем местом, вокруг которого возникало ощущение иной реальности, выраставшее в церковное почитание.

Ярким примером сказанного является история канонизации князей Василия и Константина в Ярославле. В 1501 году, после произошедшего пожара в Ярославском соборе, были найдены два гроба с останками, которые признали принадлежащими братьям Василию и Константину, хотя сведений о них не содержится ни в одной летописи. Вскоре князьям установили церковное празднование, а монах Пахомий написал их житие, представив князей легендарными героями, погибшими во время монголо-татарского нашествия.

Особым было и отношение к храмам-усыпальницам. Так, большое количество легенд было связано с усыпальницей московской княжеской династии в кремлевском Архангельском соборе, который воспринимался как место, где пребывали души погребенных здесь князей. Не случайно возник обычай приносить в храме клятву умершим отцам быть «за едино» со своими братьями, а также обычай просить у гробов умерших предков помощи в военных походах. Такое особое отношение к месту захоронения князей во многом обусловлено тем, что русский человек прежде всего видел в князе своего предка, «отца народа», предназначение которого состояло в служении отечеству, роду, миру.


1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »