Чины святости

Вместе с новым типом святости в религиозную жизнь русского народа надолго входит иссушающее ее «обрядовое», формальное благочестие, которое было преодолено лишь в XX веке. Знаменательным периодом на этом пути стала канонизация в 1913 году преподобного Серафима Саровского, аскета и учителя, апостола любви и смирения, мистика и созерцателя.

Святители

Из Византии Русь быстро переняла обычай избрания епископов из духовенства. Святые епископы-святители, являющиеся третьим по значимости чином русской святости, прославлялись Церковью не за аскетические подвиги, хотя черты инока так или иначе присутствовали в образе любого епископа. Подвиги святителей соединяют в себе  иноческое,  мирское, и церковное служение. Смысл его — в учительстве, защите чистоты веры. В отличие от Византии, Церковь на Руси никогда не знала традиции канонизации всех своих иерархов только лишь в силу их святого сана. Святитель прославлялся толкьо тогда, когда всей своей жизнью и служением Церкви достигал особой личной святости. Типичные черты русского святителя — это забота об основании и украшении храмов и монастырей, щедрая милостыня, тайная аскеза, проведение в жизнь принципа гражданской справедливости, суровость и неколебимость в борьбе за правду.

Первым святителем, получившим общерусское признание, стал Нифонт Новгородский (XI век), который соединил в себе и талант политика, и талант миротворца, позволявший ему добиваться мира, примиряя враждующих между собой князей. Учительское призвание святителя на Руси выражалось прежде всего в проповеди Евангелия среди язычников. К таким благовестникам причисляются ростовские святые Леонтий и Исайя (XI век), когда-то пользовавшиеся всеобщим почитанием на Руси.

Особое место среди русских святителей принадлежит Стефану Пермскому (XIV век). Святой Стефан Пермский, образованнейший человек, посвятил жизнь миссионерской деятельности среди зырян (коми). Им была создана зырянская азбука, а также переведены на зырянский язык богослужебные тексты.

Как миссионер прославился и святой Гурий Казанский (XVI век). Неподалеку от Казани Стефан Пермский основал Зилантов монастырь, который стал первой на Руси миссионерской школой. На евангельской ниве трудились такие святые иерархи, как Николай Японский, Иннокентий Иркутский, Павел и Иоанн Тобольские.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »