Чины святости

Часто юродивые совершают поступки, которые кажутся окружающим странными: он как словно нарочно приглашает людей посмеяться над собой. Однако они ничего не делают напрасно, и все их «странности» имеют глубокий смысл...

Юродивыми нередко становились люди, которым не было достаточно обычных монашеских подвигов. В VI веке крест юродства на себя приняли преподобные Серапион Синонит, Симеон Палестинский, Фома Сирийский. Святой Симеон ушел из монастыря юродствовать в возрасте 60 летю Перед этим он совершил паломничество в Иерусалим к Гробу Господню. Людям, которые не знали его, он всегда казался помешанным: бросался орехами, опрокидывал на рынке столы. Только с некоторыми людьми Симеон обходился без притворства, и они знали, что он исполнен мудрости и благодати. Известен, например, такой факт: в 588 году он прошел по городу, ударяя бичом по стенам зданий со словами «стой» или «падай». Вскоре после этого город подвергся сильному землетрясению, которое разрушило именно те дома, которым он «приказал» упасть, пощадив те, которым он «приказал» стоять.

Но нигде не было столько святых-юродивых, сколько на русской земле, да и никакая страна не сможет представить такого обилия юродивых и примеров столь необыкновенного отношения к ним, как Древняя Русь. Достаточно сказать, что в про-должение 3 веков (с XIV по XVI) на Руси уже насчитывается не менее десяти юродивых святых, тогда в общем списке святых Православной Церкви в течение пяти веков (с VI по X) значится не более четырех юродивых святых, выходцев из разных стран. Из русских священников подвиг юродства приняли на себя преподобный Исаакий Затворник и иерей Максим Тотемский. Первый стал юродствовать после 7-летнего затворничества: оделся во власяницу (грубая одежда из конского волоса) и начал ходить по улицам, пред-ставляя себя безумным, принимая раны и день и ночь терпя холод и лишения. Святой Исаакий был одним из самых первых юродивых на Руси; он умер около 1090 года.

Однако «родиной» русского юродства по праву считается Новгород. Именно из Новгорода происходят Прокопий Устюжский, Никола Кочанов (XIV век) и преподобный Михаил Клопский (XV век). Затем «первенство» перешло к Москве. «Поколение» московских юродивых начинается со святого Максима (XV век), а наиболее прославленным среди них был и остается Василий Блаженный (XVI век).


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »