Из истории иконографии
Иконы утвердились в виде формул, построенных из символов некоторого особого алфавита, только которым можно записать священный текст. Понимать и просто читать этот текст может только тот, кто владеет этим алфавитом.
Собрание всех канонических икон призвано являть собой всю полноту православного учения. «Если к тебе придет язычник, говоря: „Покажи мне твою веру", то отведешь его в церковь и поставишь перед разными видами святых изображений», — учил Иоанн Дамаскин.
Во имя незыблемости Священного предания иконописные подлинники, с которых и воссоздавались образы, стали создаваться и передаваться из мастерской в мастерскую, из поколения в поколение. При таком воспроизведении лица святых постепенно утрачивали свои индивидуальные черты, и превращались в символы-лики, в знаки небесной одухотворенности.
Решения VII Вселенского Собора предназначались для всего христианского мира. Франкский король Карл, стремившийся политически и территориально укрепить и расширить свою власть не принял решений Собора, что явилось закономерным продолжением и следствием противостояния между Западом и Востоком.
По инициативе короля Карла в 790—794 годах были созданы Каролингские книги, в которых провозглашалось, что объектом поклонения должен являться лишь Бог, но не иконы. Они никак не могут быть приравнены к Священному Писанию и по своему зна-чению их даже нельзя сравнить с ним. Иконы лишь могут создаваться и использоваться как средство для вдохновения верующих, украшения храмов и просветительских целей. Канонизация иконографии не признавалась актуальной и не принималась.
В Западной Церкви, возглавлять которую стали епископы из Рима — римские папы, (которые не только добились независимости от Константинополя, но и противостояли ему), иконографические схемы не навязывались. Художники Западной Европы могли предлагать свою интерпретацию ветхозаветных сюжетов и сцен. Постепенно религиозная живопись Западной Европы дальше отходила от собственно иконописи и создавала то, что сейчас называется картинами на религиозные темы.
Значение данного явления огромно. Творчество художника, который свободен в самовыражении, — это всегда поиск. И поиск этот несомненно приносил плоды: были открыты способы изображения движения, линейная перспектива, передача свойств воздушной среды и многое-многое другое.