Из истории иконографии

Иоанн Дамаскин, опираясь на учение предшественников,  обосновывал правомерность создания образов тем, что «человеколюбию Божию угодно было облекать в вид и форму то, что лишено всякого образа и вида». Бог изволил прийти к людям Сыном, воплотившимся Иисусом Христом. Он явился в мир людей и обладал человеческим обликом, — «ибо мы имеем нужду в том, что нам родственно». Он подарил нам Свой видимый образ.

Однако то, что было нам дано как видимое, конечно же, не сможет передать и выразить всю сущность  и свойства непостижимого Бога. Как тело имеет тень, так и оригинал может иметь копию, и «икона есть напоминание».
Священное Писание - это образ священной истории, её словесное изображение. 
Иконы составляют ее изображение, но не словами, а красками и линиями.

Не имея возможности обозначить в видимых формах все свойства Первообраза, мы бы были не в состоянии возвыситься до созерцания предметов духовных. Поэтому икона  является не иллюзорным воспроизведением образа, но чувственным символом, с помощью которого мы получаем способность постижения бесплотного — Божественного. «Через символы легче вознестись и горняя помышлять». Икона играет роль мистического посредника между нашим земным миром и небесным.

Так был определена  и сформулирована концепция иконотворчества.
В решениях Седьмого Вселенского Собора устанавливается подчинение художников-иконописцев требованиям Церкви. Определяются строгие иконографические каноны при написании образа.

Художественные средства и принципы создания икон формировались на протяжении многих веков, прежде чем Древняя Русь приобщилась к этой культуре. Традиции иконотворчества пришли на Русь вместе с принятием ею из Византии христианства в конце X века.

Искусство Византии в то время носило в основном, религиозный характер и подчинялось строгим законам, как в отношении формы, так и в отношении содержания.

Иконографические каноны оформились все не сразу, а постепенно, и закрепились как правила и традиции, регламентирующие и характер, и способ изображения образов святых и религиозных сцен. Иконам был определен статус хранителей церковного исторического предания. Именно поэтому нарушение иконографического канона могло привести к искажению предания, впадению в ересь и строго наказывалось. Все иконы должны быть написаны не по догадкам и самомышлению, а по существу и подобию.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »