Из истории иконографии
Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ» или «портрет». Этим словом обозначалось изображение Спасителя, Богоматери, любого святого или Ангела в период формирования христианского искусства в Византии. Было не важно, в какой технике это изображение было исполнено. Сейчас слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, резной, мозаической, писанной красками.
Согласно учению Церкви, икона - это зримое выражение Боговоплощения. По преданию первая икона Христа появилась уже во время Его земной жизни. Она получила название Нерукотворный Образ, так как возникла не от рук художника, а от соприкосновения ткани (платка, полотенца) с ликом Христа. Сказания VI века рассказывают о том, что Авгарь, царь города Эдессы, который болел проказой, послал своего слугу к Христу с просьбой либо прийти и исцелить его, либо разрешить написать с Него портрет. В ответ на просьбу царя Христос омыл Свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик Его чудесным образом оказался на полотенце. Получив нерукотворный портрет Христа, царь Эдессы быстро выздоровел и велел прикрепить портрет к доске и поместить над городскими воротами. Вскоре, чтобы спасти нерукотворный образ Христа от врагов, его пришлось замуровать в стене. Когда в VI веке портрет был открыт, он стал самой главной святыней христианского Востока. В 944 году образ был перевезен в Константинополь. Здесь в честь него был установлен праздник 16 августа. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году нерукотворный портрет бесследной исчез. Один из списков Нерукотворного Образа, который почитается как чудотворный, сейчас находится в ризнице собора города Лан во Франции.
Важное значение для понимания того, как ценность иконы окончательно утвердилась в сознании православных христиан, играет эпоха иконоборческих споров, которая сотрясала христианский мир в VIII—IX веках и оставила неизгладимый след в истории православной церкви. Это была жесточайшая борьба, и одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия.
В чем же суть этих нескончаемых споров? За какие идеалы боролись друг с другом христиане? В этой борьбе сформировалось православное понимание мира, человеческого творчества, вершиной которого и стала икона.