Из истории иконографии

Регламентация иконографического стереотипа образов и канонических типов икон была итогом длительной борьбы и дискуссий, разгоревшихся вокруг догматических проблем, которые были связанны с культом икон. Важнейшим эпизодом этой борьбы стала эпоха иконоборчества и полного запрета культа икон. Эпоха эта продолжалась более ста лет и закончилась примерно за полтора века до крещения Руси.

Одной из главных причин отрицания, а затем и полного запрета культа икон явилось не только военное, но и идеологическое давление на восточные и южные границы Византийской империи арабов, которые сплотились под знаменем новой религии — ислама. В догматах этой религии библейские запреты создания и почитания кумиров, к которым мусульмане относили и крест, и иконы, приобрели некий  абсолютный характер. Это оказывало заметное влияние на  пограничное население Византии.

В 730 году император Лев III полностью запретил культ икон в Византии. Этому в какой-то степени способствовало то, что до восшествия на трон царь в течение многих лет служил в восточных провинциях Византии и, не только был хорошо знаком с различными религиозными концепциями ислама, но и испытал сильное влияние со стороны епископов из Малой Азии, которые стремились (опять же под воздействием идеологии ислама) в максимальной степени освободить христианскую религию от всего материального, недуховного. В то время многие уникальные иконы, мозаики и фрески были уничтожены. Вот только иконопочитание не прекратилось, хотя его приверженцы постоянно подвергались преследованиям, порой даже очень жестоким.

Культ икон был временно восстановлен в 787 году на седьмом Вселенском Соборе (в Никее) и окончательно уже в 843 году.

Одним из известных защитников почитания икон был крупнейший политик и богослов Иоанн Дамаскин. Всего его доводы во многом определили содержание решений седьмого Вселенского Собора. Дамаскин учил, что ветхозаветный запрет на изображение Бога носил всего лишь временный характер: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимое Бога. Не невидимое Божество изображаю, но изображаю виденную плоть Бога...»


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »