Из истории иконографии

Само иконоборчество родилось не за пределами христианства, посреди язычников, которые всегда стремились к разрушению Церкви, а внутри самой православной Церкви, в среде монашества — интеллектуальной и духовной элиты того времени. Споры об иконах начались с гнева ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявление грубого магизма, а также суеверия не могли не быть соблазном. И действительно, возмутиться было чем. В Церкви появились весьма странные формы почитания изображений святых, явно тесно граничащие с идолопоклонством. Например, некоторые  священники соскабливали краску с иконы и подмешивали ее в причастие, считая, что тем самым они причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали даже случаи, когда, не чувствуя дистанции, которая отделяет образ от Первообраза, верующие начинали относиться к иконам как к живым. Люди могли взять икону в поручители при Крещении, при пострижении в монашество, в качестве ответчика и свидетеля на суде и т. д. Подобных примеров нескончаемое множество, и все они  свидетельствуют о потере верующими правильной духовной ориентации, о размытии евангельских критериев отношения к жизни, которыми была сильна первая Церковь.

Широкое распространение икон в народе было и  школой веры, и той почвой, на которой неокрепшее в вере сознание  провоцировалось языческим прошлым. Не умея понять различия между образом и Прообразам, неофит (новообращенный в какую-то религию; новый сторонник какого-либо учения) отождествлял их, его почитание икон пре-вращалось в простое идолопоклонство, а молитва постепенно перерастала в магическое действие. Именно отсюда и возникали те опасные отклонения, которые столь возмущали строгих ортодоксов, о чем говорилось уже выше.

Помимо этого византийская знать, которая была образованна в богословских вопросах больше, чем простолюдины, впадала в другие крайности. При императорском дворе в моду начали входить наряды, которые были украшены изображениями святых, ангелов и даже Христа. Светская мода всеми силами стремилась подражать стилю одежд священников, которые так восхищали современников великолепием и пышностью. Если употребление сакральных образов в церковных одеждах можно объяснить их символической функцией, то священные изображения в светской одежде противоречило здравому смыслу и являлось профанацией святынь. Это никак не могло остаться без внимания и не возмущать истинных ревнителей православия. Некоторые из них даже пришли к выводу, что лучше совсем не иметь икон, чем поощрять возврат к язычеству.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »