Троице-Сергиева лавра
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/5
Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединении русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский.
Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве — Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы — Паже. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Было это по одним сведениям—в 1337 году, по другим — в 1345 году. Так началась история Троице-Сергие-ва монастыря.
Это было время, когда распри удельных князей и татарщина терзали Русскую землю, когда «черный выход» — татарская дань — лежал тяжелым бременем на плечах народа. Но зревшие подспудно в глубине Руси процессы уже готовили эпоху национального Возрождения. По всей Залесской земле, подобно вспыхивающим огонькам свечей во мраке, стали появляться уединенные монастырские обители, которым суждено было сыграть большую роль в объединении Руси, в освобождении от ненавистного татаромонгольского ига. И одной из первых таких свечей стал монастырь преподобного Сергия, духовный оплот страны.
Вскоре Стефан покинул брата и ушел в московский Богоявленский монастырь. Преподобный Сергий остался в одиночестве. Постепенно, через два-три года, вокруг него собралось несколько монахов. В 1355 году преподобный Сергий ввел у себя в пустыни один из первых на Руси монашеских общежительных уставов. Строгость устава приняли не все монахи, часть из них ушла. Зато оставшиеся ученики Сергия с жаром принялись за работу — возводить здания будущего монастыря. Средства для этого дал смоленский архимандрит Симон.
Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью Св. Дмитрия Солунского над воротами. Позднее этот план — четырехугольник келий и собор в центре — распространился на все русские монастыри. Недаром впоследствии говорили, что св. Сергий был «начальник и учитель всем монастырям на Руси».