Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    

Санкт-Петербург и Ленинградская область. 9     Архангельск и область 4     Великий Новгород и Новгородская область 8     Вологда и область 6     Псков и область 4     Республика Карелия 2     Калининград и область 0     Мурманск и область 0     Ненецкий автономный округ 0     Республика Коми 0    

Соловки

Остановить слайд-шоу
1/2

Соловки
Соловки

При святителе Филиппе, в 1547 году, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие были канонизированы Русской православной церковью. При нем началось в монастыре и грандиозное каменное строительство. Неоднократно выезжая в Новгород, в Москву, Филипп несколько раз затевал сбор средств на монастырские строения. В 1552 году он привез на Соловки двух искусных мастеров-каменщиков — Салку и Столыпу.

В 1552 — 1566 годах в монастыре были построены монументальный, в семь престолов (позже было оставлено пять престолов) Спасо-Преображенский собор, Успенская церковь, Келарская палата, «чудная, светлая и превеликая» трапезная палата площадью около 500 квадратных метров. Есть свидетельства, что многие из этих сооружений построены по проектам самого игумена Филиппа.

Преображенский собор Соловецкого монастыря был построен из камня и кирпича в 1558—1566 годах на месте сгоревшего деревянного храма. Громадный, почти кубический объем его напоминает собой суровое крепостное сооружение. Это впечатление усиливается благодаря четырем угловым приделам, похожим на башни. Первоначально храм увенчивался высоким шатром, но в середине 17-го столетия, под влиянием Никона, боровшегося с «обмирщением» в церковной архитектуре, шатер разобрали и храм увенчала массивная луковичная глава. По другой версии, шатер Спасо-Преображенского собора пострадал во время осады монастыря в 1668—1676 годах правительственными войсками и в последней четверти XVII века был заменен луковичной главой.

Благодаря трудам игумена Филиппа появился и стал формироваться и развиваться тот особый стиль жизни, присущий только Соловкам и получивший позднее название «соловецкой культуры». «Соловецкая культура, — пишет В. В. Скопин, — проникнута той общей высокой целью, которая веками воспитывалась в народе.

Она свидетельствует о трудолюбии людей, о верности христианским добродетелям, любви к Отечеству».

Летом 1566 года соловецкий игумен Филипп стал во главе Русской православной церкви. Но и став митрополитом Московским и всея Руси, святитель Филипп не забывал свою обитель. Его грамоты, посланные на Соловки, полны отеческой заботы о братии. Он то и дело слал в дар монастырю иконы, серебряную посуду, утварь, деньги. «Бога ради, живите любовно», — завещал он братии.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »