Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    

Санкт-Петербург и Ленинградская область. 9     Архангельск и область 4     Великий Новгород и Новгородская область 8     Вологда и область 6     Псков и область 4     Республика Карелия 2     Калининград и область 0     Мурманск и область 0     Ненецкий автономный округ 0     Республика Коми 0    

Соловки

Остановить слайд-шоу
1/2

Соловки
Соловки

Спустя год после смерти преподобного Савватия на Соловецкий остров пришел отшельник Зосима. Уроженец села Толвуи, что на берегу Онежского озера, сын богатых родителей, он еще в юных летах принял постриг и теперь искал место для свершения иноческих подвигов. Придя в Поморье, на реку Суму, он встретил сподвижника Савватия, преподобного Германа. Тот рассказал Зосиме о Соловках. В 1436 году, собрав необходимые припасы, оба монаха отплыли на Соловки.

Их жизнь на острове протекала в молитвах, обработке скудной земли, изредка они ездили на материк за пропитанием. Но постепенно на Соловки начали приходить другие искатели пустынной жизни. Одна за другой появлялись новые бревенчатые кельи, а вскоре общими трудами была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня и Св. Николая Чудотворца. Преподобный Зосима съездил в Новгород к архиепископу Ионе — получить благословение и антиминс в новую церковь. Архиепископ дал все необходимое и назначил в новый монастырь игумена — Феодосия.

Жизнь первопоселенцев монастыря проходила в беспрерывных молитвенных трудах и заботах по обустройству острова: «Тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся, и рыбную ловитву творяху, и тако от своих потов и трудов кор-мяхуся». Хлопоты доставляли и поморыпромысловики, считавшие Соловецкие острова своими угодьями и весьма недовольные появлением здесь монахов. Преподобный Зосима положил немало трудов, чтобы закрепить острова за монастырем, ездил в Новгород и добился, наконец, грамоты монастырю от архиепископа на вечное и исключительное владение всеми островами Соловецкими. Зосиме удалось найти и благотворителей для монастыря: несколько новгородских боярских фамилий сделали в Соловецкую обитель крупные вклады. Среди этих жертвователей была Марфа Борецкая — знаменитая «Марфа-посадница».

В 1478 году Новгородская республика пала и Новгород вошел в состав Московского княжества. Но на жизни монастыря это никак не сказалось — московские власти подтвердили право соловецких старцев на владение островами, и жизнь в монастыре продолжала идти своим чередом. Удаленная северная обитель медленно, но росла. Хозяйство монастыря было скромным. В 1549 году здесь было три деревянных церкви, скотный двор, три соляных варницы и три водяных мельницы.
Расцвет Соловецкого монастыря начался со второй половины XVI века, когда игуменом стал Филипп (Колычев), по характеристике В. В. Скопина — «человек яркой, загадочной и трагической судьбы», впоследствии — знаменитый митрополит Московский, убитый Малютой Скуратовым в темнице Тверского Отроча монастыря и канонизированный Русской православной церковью.
Святитель Филипп, в миру Федор Колычев, выходец из известного боярского рода, в 1537 году в возрасте тридцати лет покинул Москву и принял постриг в Соловецком монастыре, а спустя десять лет уже был его игуменом. Восемнадцать лет он управлял Соловецкой обителью и за это время сумел превратить ее в один из крупнейших монастырей России. При нем началось активное хозяйственное освоение Большого Соловецкого острова — были проложены дороги, 72 внутренних озера соединили каналами, некоторые озера были превращены в рыбные садки. На острове Большая Муксалма устроили скотный двор, стали разводить оленей. В монастырский обиход были введены разные технические новшества. Эти и другие меры способствовали тому, что хозяйство монастыря резко пошло в гору. Если в начальные времена, во времена Зосимы и Савватия, на скудной почве острова урождалась одна репа, то теперь монастырское хозяйство в изобилии могло снабжать монахов и монастырских слуг всем необходимым. «При Филиппе игумене прибыли шти с маслом, — отмечал соловецкий летописец, — да масляные приспели разные блины, пироги, крушки рыбные, кисель, яичница. Да при Филиппе игумене стали в монастырь возить огурцы и рыжики».


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »