Новый Иерусалим
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/4
«На Истре Воскресенск в России знаменит, И Новым свет его Иерусалимом чтит,» — писал о подмосковном городе Воскресенске (Истре) Г Р. Державин. Город этот возник как подмонастырская слобода при знаменитом на всю Россию Воскресенском монастыре, чаще именуемом Новым Иерусалимом. Уникальный ансамбль монастыря давно вошел в золотой фонд русского зодчества. На протяжении почти двух веков над его созданием и украшением трудились самые лучшие и прославленные архитекторы и художники.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был задуман патриархом Никоном как главная обитель Русской православной церкви, построенная по образу и подобию христианских святынь Палестины. Новоиерусалимский монастырь как бы венчал строительную программу Никона, задуманную и осуществленную им в русле начавшейся церковной реформы. Первыми ее этапами стали Валдайский Иверский монастырь и Крестный монастырь на Кий-острове, на Белом море.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 году на землях села Воскресенского (Сафатово), на холме над рекой Истрой. Рассказывают, что это место патриарх Никон избрал лично — он останавливался здесь на ночлег, и ему очень понравился высокий холм в излучине реки. По желанию Никона все окрестные места были переименованы в соответствии с палестинскими названиями мест, связанных с земной жизнью Спасителя: холм, на котором заложили монастырь, был назван Сионом, река Истра — Иорданом, впадающий в него ручей — Кедроном, небольшой пригорок к востоку от монастыря — Елеонской горой, другой пригорок — горой Фавор. За монастырем был устроен Гефсиманс-кий сад. Село Микулино переименовали в Преображенское, деревню Зиновьева пустошь — в Капернаум. А основанный рядом небольшой девичий монастырь Никон окрестил Вифанией.
За основу новой обители был взят храм Гроба Господня в Иерусалиме, деревянную модель которого привез в Россию иерусалимский патриарх Паисий. Русский паломник Арсений Суханов, дважды побывавший в Иерусалиме в 1653 — 1655 годах, привез сделанные им обмеры храма Гроба Господня. Но главным подспорьем для строителей явились чертежи, выполненные итальянским зодчим Бернардино Амико, изданные во Флоренции в 1624 году.