Искусство XV века

К новгородской школе конца XV века относятся также „Царские врата" из села Кострицы. Они принадлежат к определенной группе новгородских врат XV-XVI веков, представленной памятниками из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Свободная, артистически небрежная манера исполнения врат из собрания Музея имени Андрея Рублева соответствует лучшей поре новгородского иконописания. Краски легкие, прозрачные, тонкие по оттенкам; рисунок выполнен свободной линией, конструкции фигур выразительно расчленены. По содержанию необычно изображение двух частей евхаристим, представленных в обратном порядке: апостолы идут от центра к краям. Это связано с функциональным пониманием изображения: оно „приходит в действие" лишь тогда, когда при растворении врат в определенные моменты литургии их створки поворачиваются вокруг собственной оси и изображение выстраивается в „правильном" порядке, то есть так, что обе группы апостолов начинают идти навстречу друг другу.

Наиболее выразительной по образу композицией на вратах является изображение Иоанна Богослова, диктующего Прохору начало четвертого Евангелия. Иоанн находится в необычайном напряжении, которое выражено лаконично, но очень ясно, всего лишь двумя линиями: параболой спины и прямой линией корпуса спереди. Эта прямая линия особенно подчеркивает экстатический порыв созерцателя: его тело словно потеряло обычную мягкость, натянувшись, как струна. Правой рукой он пытается защититься от падающего с неба луча, а левую стремительно простирает к ученику, как бы передавая ему небесные слова. Прохор охарактеризован совсем иначе. Размеры его детской фигуры подчеркнуто уменьшены по сравнению с фигурой учителя. Порыв Иоанна непонятен Прохору: Прохор сидит совершенно спокойно, тщательно записывая слышанное.

Отдельные произведения, для которых есть основания датировать их до начала XVI века, представляют в музее некоторые малоизвестные художественные центры.

К группе ранних памятников собрания относится „Распятие" (первая половина XV в.). Исследовавшая икону Е.В. Дувакина находит основания связывать ее с творчеством западнорусских мастеров. Гипотеза Дувакиной очень интересна, тем более что памятников этого круга известно мало. Происхождение иконы неясное. В начале XX века она находилась в старообрядческом собрании. Ее художественный облик несколько искажен широкими полями, созданными старообрядческой реставрацией.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8  Вперед »