Искусство XV века

К тверской живописи середины XV века относится поясной образ Николы. Остатки утраченного фона - голубого и розового (в медальонах) - дают понятие о замечательной цветовой гамме этого памятника. По значительности образа и живописным признакам его можно сравнить с известной иконой митрополита Петра тверской школы первой четверти XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи17. Никола обладает, однако, такой напряженностью композиции, которая не свойственна более раннему искусству. Так, локоть правой руки расположен строго диагонально, ладонь по вертикали так же строго совпадает с ликом. Общее усиление геометризма, просматриваемое и в других деталях, свидетельствует о стилевом сдвиге и заставляет датировать икону не ранее середины XV века.

Створа царских врат (вторая половина XV в.), происходящая, по предположению Г.В.Попова, из церкви Рождества Богородицы в Твери, также может быть отнесена к тверской школе18. Очень интересно клеймо, в котором евангелист Лука изображен с ангелом Премудрости. Здесь мы еще раз сталкиваемся с использованием южнославянских традиций, характерными для Твери.

Ряд произведений XV века представляет в музее новгородскую школу.

На протяжении почти всего XV века Новгород сохранял политическую самостоятельность, продолжал оставаться крупнейшим городом и торговым центром. Культурное влияние Новгорода было огромно и после присоединения к Москве. В искусстве новгородцев ярко проявились самостоятельность и независимость, характерные психологические особенности русских северян, избежавших монголо-татарского гнета, с одной стороны, и живущих в суровых природных условиях - с другой.

Искусство новгородцев - непосредственное, радостное, красочное, полное первобытной силы и в то же время всегда несущее в себе глубокую мысль. Новгородцы - купцы и путешественники - были чужды специальных философско-богословских интересов. Тем не менее их живопись содержит в себе глубокие прозрения, настоящие взлеты художественной интуиции. В этом смысле характерна небольшая икона „Никола" (XV в.). Звучный и чистый, прозрачный цвет свидетельствует о совершенстве исполнения. Особенно выразителен синий цвет одежд, подчеркиваемый оранжевым контуром омофора и звучными, очень точно положенными пробелами. Предельная выявленность художественной силы цвета здесь очевидна.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8  Вперед »