Искусство XV века

Следующий исторический этап русской культуры - XV век - академик Д. С. Лихачев удачно охарактеризовал как эпоху „психологической умиротворенности". Монументальность, суровая экспрессивность предшествующего периода сменяются гармонической уравновешенностью, философской созерцательностью образов искусства, отражающих происходящие общественно-политические и духовные сдвиги в русской жизни.

Ведущим художественным центром в XV веке становится Москва, которая в процессе собирания русских земель стягивает к себе лучшие культурные силы. Московские художники, как правило, ориентируются на выдающиеся произведения византийского искусства, усваивают канон пропорций константинопольских художников, свободно владеют рисунком, вырабатывают благородно сдержанную цветовую гамму. В искусстве возрастает значение символа. При всем этом их творчество глубоко национально. Основная заслуга в формировании московской школы XV века принадлежит величайшему иконописцу Андрею Рублеву. Однако художественное творчество всегда развивается неравномерно, и в пределах одной и той же школы могли существовать мастерские различного творческого уровня и даже различных направлений. Помимо школы Андрея Рублева, в Москве в его время существовали, по всей вероятности, мастера, сохранявшие независимость своего творчества от прямого следования Рублеву.

К московской школе середины XV века может быть, по-видимому, отнесена небольшая „Одигитрия". Время угадывается в, тонком и свободном рисунке, в общем распределении форм, лишенном жесткости более позднего периода. В иконе нет парадности, лик Богоматери выразителен, в нем передано страдание с той силой непосредственности, которая свойственна произведениям XV века.

Икону „Косма и Дамиан" (первая половина XV в.) выполнил, вероятно, художник, близкий московской традиции, но связанный также с провинцией или, быть может, с Новгородом. Торжественное спокойствие образов выражается в ритмическом повторе их силуэтов. Впечатление значительности усиливается подчеркиванием их иерархического порядка. Косма - старший, он выделен приемом цветовой перспективы при помощи красного цвета, сознательно нарушающего цветовую симметрию. При этом тонкое художественное чутье заставило автора иконы соединить обе фигуры введением красной подкладки в одеждах Дамиана - иначе он мог бы „оторваться" от Космы и композиция потеряла бы целостность. Развевающиеся плащи (у Космы он утрачен) являются знаком быстрого движения фигур из „света" к зрителю, как бы только что остановившихся почти на грани иконного поля. Выразительность ликов мастер усилил приемом разноцентренности: их правая и левая стороны у обоих святых несколько смещены относительно друг друга, с целью совместить в лике каждого два момента: взгляд прямо перед собой и поворот к центру.


1 2 3 4 5 6 7 8  Вперед »