Искусство XV века

Можно предположить, что эти иконы являются частным заказом какого-то знатного лица, пригласившего для исполнения своего замысла лучших иконописцев.

Тверская школа живописи, от которой сохранилось сравнительно немного памятников, характеризуется самостоятельной и самобытной переработкой наследия национального прошлого, а также византийских и балканских традиций. Вторая половина XIV-XV век являются расцветом тверской живописи. Тверские художники часто находили неожиданные, оригинальные решения для воплощения традиционных, канонических форм, как это можно видеть в иконах из села Ободова и в других памятниках.

Началом XV века следует датировать замечательную двустороннюю выносную икону тверского происхождения с изображениями Богоматери Одигитрии (Смоленской) и Николы. Основным является образ Богоматери с младенцем, он более значителен, чем образ Николы. Письмо довольно плотное, но это не мешает художнику выявить очень тонкие цветовые отношения в ликах Марии и младенца. Изображение обладает ясной и ритмичной конструкцией. В образе Богоматери применена симметрия, близкая зеркальной, что увеличивает торжественность образа. Лик Богоматери, чуть уменьшенный по сравнению с обычными для этого времени Одигитриями, возвышается над широкой фигурой Богоматери с характерно покатыми плечами. Небольшая, стройная фигурка младенца, вертикально держащего свиток, подчеркнуто пряма. Сочетание крупных и уменьшенных объемов, симметрия и вертикализм обеих фигур создают ощущение незыблемости, вечного покоя, освещаемого как всегда строгими, но вместе с тем и ласковыми взорами Богоматери и Христа. Основными цветовыми пятнами являются вишневый мафорий Марии и оранжевый хитон младенца. Это очень трудное сочетание, так как оба цвета - дополнительные по цветовому кругу. Их формальную несовместимость художник разрешает введением тонких нюансов в основные цветовые пятна, особенно в одежду Христа. В стиле иконы ощущается соприкосновение с балканским искусством16. Икона имеет мало общего с собственно тверскими памятниками и выполнена, скорее всего, приезжим мастером, который стремился удовлетворить вкусы заказчика. В городе Старице, из окрестностей которого она происходит, в начале XV века работали сербские мастера.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8  Вперед »