Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    

Санкт-Петербург и Ленинградская область. 9     Архангельск и область 4     Великий Новгород и Новгородская область 8     Вологда и область 6     Псков и область 4     Республика Карелия 2     Калининград и область 0     Мурманск и область 0     Ненецкий автономный округ 0     Республика Коми 0    

Церковь Спаса на Ковалеве

Остановить слайд-шоу
1/5


Церковь Спаса на Ковалеве была восстановлена из руин по проекту архитектора Л. Е. Красноречьева. В ходе раскопок и разборки завалов удалось выяснить, что на сохранившихся фрагментах стен разрушенной церкви уцелело всего 16 квадратных метров росписей. Большая и лучшая часть живописи погибла, и всякая мысль об ее восстановлении казалась невероятной.
Тем не менее эта мысль пришла в голову художнику-реставратору А. П. Грекову. С 1964 года начались систематические работы по разбору огромных завалов в руинах церкви. А. П. и В. Б. Грековы и их помощники собственноручно разбирали вручную фрагменты уцелевших фресок из груды камней, штукатурки, земли и строительного раствора. Задача была восстановить не отдельные фрагменты росписей, а все росписи целиком или хотя бы значительную их часть.

К 1973 году завалы были разобраны окончательно, перебрана каждая горсть земли. В результате было извлечено около 500 ящиков с разбитыми, разрозненными кусочками фресок — всего около 100 000 фрагментов. Теперь эти тысячи кусочков предстояло собрать воедино.

В сентябре 1973 года на специальном щите была собрана первая композиция. Спустя два года — еще пять... Всего Грековым удалось воссоздать около 160 квадратных метров легендарных фресок — труд титанический!

Воистину героические усилия художников-реставраторов увенчались успехом — из мельчайших кусочков собран целый ряд композиций, казалось бы, навсегда утраченной росписи 1380 года. При этом были сделаны копии со всех наиболее значительных композиций, которые удалось восстановить.

Это был первый и, увы, единственный эксперимент по спасению погибшего памятника монументальной живописи.



« Назад  1 2 3