Церковь Спаса на Ковалеве
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/5
Авторами росписей ковалевской церкви, как установлено, являлись сербские художники. Исследования фресок позволили установить, что в храме работали пять или шесть мастеров.
О связи древнего Новгорода с Балканами свидетельствуют многочисленные исторические источники. Балканские мастера работали в традициях византийского искусства, переосмысленных в южнославянской художественной среде. Созданные ими росписи церкви Спаса на Ковалеве — выдающаяся страница в истории русского и мирового искусства. Ценность росписей храма Спаса на Ковалеве повышалась тем, что они были практически не искажены поздними записями.
Часть росписей Спаса на Ковалеве — 70—80 квадратных метров — погибла еще при пожаре 1386 года. К началу Великой Отечественной войны на стенах церкви сохранялось 350—360 квадратных метров живописи.
В 1941 — 1943 годах церковь Спаса на Ковалеве, находившаяся на линии фронта, была до основания разрушена огнем фашистской артиллерии. Ее участь разделили и многие другие всемирно известные новгородские храмы — в результате обстрелов фашистской артиллерии и бомбежек в Новгороде погибли храмы Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Архангела Михаила на Сковородке, Благовещения на Городище, Николая Чудотворца в Гостинополье. Сильно пострадали другие новгородские храмы.
«Для нас, русских, Новгород — это наше славное и любимое прошлое. Мы дорожим им не меньше, чем итальянский народ дорожит Флоренцией, — писал в 1947 году известный историк искусства, член-корреспондент Академии наук СССР В. Н. Лазарев. — И когда мы видим теперь Новгород искалеченным и разрушенным, то для нас это — не только тяжелая потеря, но и великая трагедия... Мы не сумеем насладиться красотой их одухотворенных ликов, их дивных красок, их редкого по своей зрелости декоративного замысла. От одной этой мысли в душе русского человека пробуждается чувство острой боли и гнева».
Восстановление Новгорода началось уже в 1944 году. В первую очередь восстанавливались памятники самого города, и только затем — памятники его окрестностей. До Спаса на Ковалеве дело дошло только к началу 60-х годов. К 1962 году руины храма представляли собой заросший травой холм высотой около четырех метров.