Служба
За великой мы назвали малую ектению. Она является как бы сокращенным вариантом первой: заключает приглашение к молитве — уже словами «паки и паки миром Господу помолимся» — и последнее прошение из великой ектении: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».
Малую ектению употребляют довольно часто, дабы душа среди священных песнопений не забыла о немощи своей и виновности перед Богом и чаще просила Его о помощи и заступничестве.
В середине и конце службы произносится сугубая — усиленная, удвоенная, особенно прилежная — ектения.
В сугубой ектении содержатся 7 прошений, схожих с прошениями великой екатении, но здесь они выражены другими словами и звучат несколько иначе. Вот, например, некоторые из них.
• За умерших: о блаженных создателях храма и о всех отцех и братиях.
• О здравии живых: о милости, мире, жизни, здравии, посещени, спасении и прощении грехов братии святого храма (то есть всех прихожан данного храма).
• За благодетелей: о добродеющих во святем храме сем, поющих, труждающихся и всех предстоящих людях.
Существует еще одна ектения — просительная. В ней содержатся молитвы о благах, которые необходимы каждому на каждый же день его жизни. А просительная она потому, что каждое прошение заканчивается возгласом народа: «Подай, Господи!».
Приведем эти прошения.
• Дне (вечера) всего совершенна, свята, мирна и безгрешна.
• Ангела мирна, хранителя душ, верна наставника и телес наших.
• Прощения и оставления грехов и прегрешений.
• Добрых и полезных душам нашим, и мира мирови.
• Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати.
• Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны, и добрго ответа на страшнем судищи Христове.
Таким образом, если говорить обо всех четырех ектениях, получается, что они охватывают все сферы деятельности и жизни, причем не только земной. Оберегается не только особое сакральное пространство, но и люди, которые гипотетически находятся внутри него.