Служба

Орарь, помимо символического значения, имеет, если можно так сказать, и практическое: он употребляется для указания стоящим в храме, когда начинать молитвы и делать поклоны, для чего дьякон, начиная читать ектении (моления), поднимает руку и держит орарь тремя пальцами.

И еще несколько слов уделим символике одеяний служителей церкви.

Особое место в православном мире отводится Божественной литургии, и не случайно, что именно на этом богослужении одежды священнослужителей приобре­тают новое значение. Во время этой службы священник изображает Самого Иисуса Христа, молящегося и приносящего Богу жертву за людские  грехи. Риза символизирует хламиду, надетую на Иисуса во время суда над Ним, в которой Он был подвергнут поруганиям и биениям.

На оплечьях и краях одежд можно увидеть особые узкие украшения — это напоминание о язвах Сына Божия и струях крови, обагрившей одежды и Тело Господа во время мук.

Руки священнослужителя связываются поручами и напоминают узы, связывав­шие руки Спасителя.

Как знак праведности и непорочности Христа, а также для напоминания о своей чистоте священник надевает под ризу стихарь, или подризник, и опоясывается поясом — все эти приготовления в знак того, что он будет совершать ту же Тайную вечерю, что совершил Спаситель перед тем, как пойти на муки.

Получается, что священник, облеченный в святые одежды, как бы представляет нам образ Иисуса Христа, страданиями и Кровью Которого умоляет Бога за грехи человечества.

Однако во время службы священнослужитель не только одеждами своими обращает верующих к событиям Священной истории, к Богу; через него подаются людям дары и милости от Всевышнего.

Во время богослужения подается благословение. Особым образом складывает священник пальцы, так что они образуют буквы ICXC. Осенение рукой, сложенной таким образом, говорит о низведении на людей именем Иисуса Христа благословения Божия и пожелании им всех благ и милостей от Бога. Это выражается и в произнесении различных приветствий и благожеланий.

Кроме благословения, подаваемого верующим рукой священника, существует и нисхождение благодати через каждение. Кадят как иконы, так и помещения, храм, людей. Каждение собравшихся обозначает благодать Святого Духа, которая подается через пастырей Церкви и как бы пронизывает благоуханием молящихся. В ответ на такое каждение нужно поклониться в знак того, что мы с благодарностью и радостью принимаем дарованную благодать.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »