Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Резиденция митрополита Ионы Сысоевича

Остановить слайд-шоу
1/4


Он предложил выстроить резиденцию, не столько подчеркивая ее крепостной характер, хотя тут имелись и крепостные стены и башни, сколько пышную, поражающую своими формами и декоративными элементами своего рода усадьбу-замок. Ее центральное ядро сильно расширялось за счет жилых приемных покоев, а также домовой церкви Спаса «на сенях». В то время как декоративные элементы сосредоточивались на внешнем, окружающем резиденцию «поясе».

Начало строительству было положено сооружением «святых» ворот, ведших из митрополичьей усадьбы к собору. Собственно ворота представляли собой надвратную церковь. Ее сооружение относится к 1670 году. При всей простоте облика Досаеву удалось в этом здании найти тот общий тон, который затем с таким совершенством и последовательностью был проведен во всем остальном ансамбле.

Крепостные ворота, построенные по всем правилам военного искусства — с внутренним Г-образным в плане проездом, со стороны собора получили две круглые башни, увенчанные куполами с перехватом у оснований и декоративными главками вверху. Эта форма несколько напоминает то, что так часто встречается в украинском зодчестве как этого, так и последующего времени. Сам надвратный храм получил на каждом фасаде деления на три прясла и крайне скромные декоративные детали. Зато его верх был завершен вместо кокошников фронтонами, что обострило силуэт по контрасту с высоким пятиглавием самого храма Воскресения. Эти фронтончики-щипцы были заимствованы как из московской, так и из владимирской архитектуры. В последней они существовали с XII века.

Пятиглавый Воскресенский храм с его двумя башнями получил далеко выдвинутый вперед алтарь и нарядную галерею с внутренней стороны митрополии — все это необычайно усилило общую декоративность здания, связав его с рядом расположенным Успенским собором, южный вход которого был украшен затейливым шестиколонным крыльцом. Это крыльцо как бы связывало собор с церковью Воскресения. Фигурная кирпичная кладка последней дополнилась изразцами, хорошо видными на ее белых стенах и как бы вдвинутыми в глубокие квадратные ширинки. Это удачное построение северного фасада митрополии, столь органически связавшегося с собором, заставило П.И. Досаева использовать этот принцип и при решении стальных фасадов зданий ансамбля.


« Назад  1 2 3  Вперед »