Резиденция митрополита Ионы Сысоевича
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/4
Честолюбивые ростовские митрополиты в своих резиденциях не ограничились сооружением собора. В XVI веке строятся нижние помещения митрополичьего дома (Самуилов корпус), иераршие палаты, так называемые терема, представлявшие собой группу близко примыкающих друг к другу корпусов жилого и хозяйственного назначения.
Внешне они весьма скромны, внутри и того больше. Лишь на внешней стене Самуилова, или, иначе, митрополичьего корпуса, имеется полоса геометризованного кирпичного орнамента, напоминающего орнамент, который можно увидеть на трапезной Борисоглебского монастыря. Поскольку зодчим последнего считался ростовчанин Григорий Борисов, то возможно предположить, что гражданские здания ростовской митрополии, вернее их нижние части, возводились им же еще в начале XVI века. Следовательно, если мысленно отрешиться от того, что было сделано Ионой Сысоевичем в XVII веке, то принцип ростовского архитектурного ансамбля XVI столетия строился на контрасте могучего, торжественно-праздничного собора и скромных построек митрополита, обнесенных простой оградой — тыном, так как ростовские городские валы и их укрепления появились в 30-х годах XVII века, будучи построены под руководством голландского инженера Я. Роденбурга.
Но кто же был мастером пленяющей нас резиденции митрополита Ионы Сысоевича? В недавно обнаруженном синодике церкви Ивана Богослова в числе «именитых людей» после рода самого митрополита значится род каменщика Петра Ивановича Досаева. Он не имел официального звания «каменных дел подмастерья», но его деятельность как простого каменщика, по существу же зодчего, была настолько велика, что он оказался записанным вторым после рода митрополита, впереди лиц высшего духовенства и бояр.
Его строительство этого удивительного ансамбля началось в 1670 году, причем возводилось сразу по несколько зданий. Следовательно, предшествующие годы ушли на изготовление материала — кирпича и белого камня — и на подготовку кирпичников никое, каменщиков, резчиков по камню, лекальщиков мастеров по изразцам, поскольку развитие строительств видимо, было задумано еще задолго до выше назначенной даты и шло по всей епархии.
Нам уже хорошо знаком облик монастырей XVI века. Это настоящие крепости, хотя в отдельных случаях, как Троице-Сергиевом монастыре, башни 30–40-х годов XV века в достаточной мере нарядны. П. И. Досаев предложил митрополиту Ионе совершенно иную композицию, тем более что Ростов уже имел «город», то есть рвы, валы с деревянными башнями и стенами.