Особое пространство Храма. Поведение человека в церкви

Четвертый ряд представляет нам ветхозаветную историю: пророки, возвестившие о Мессии и Деве, от которой Он родится. В центре ряда находится икона Богоматери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая Пречистую Деву с молитвенно воздетыми к небу руками и Младенцем в лоне.

Пятый ряд получил название праотеческого. Здесь мы увидим ветхозаветных патриархов и праотцов — от Адама до Моисея. В центре — «Ветхозаветная Троица», символизирующая предвечный Совет Святой Троицы о самопожертвовании Бога во искупление человеческих грехов.

Все эти пять ярусов икон венчает православный крест.

Пятиярусный иконостас встречается не во всех храмах, иногда бывает и один местный с необходимым изображением Тайной вечери над Царскими вратами. Однако пятиярусный иконостас является господствующим для древнерусских церквей.

Кроме святых образов, большое значение имеет и роспись стен православного храма. «Читать» ее нужно сверху вниз, поскольку, следуя символике, он спускается с небес на землю, а не наоборот. Свод и стены выписывались мастерами очень тщательно, поскольку главный зритель в Своем доме — Сам Бог. Именно Его образ располагается под куполом храма, в самой высокой точке здания, по православной традиции в виде Иисуса Христа — Вседержителя.

Далее, при переходе от купола к основному объему храма, на сферических плос¬костях (парусах) изображаются четыре евангелиста, несущие Благую Весть на Землю. На сводах показываются основные сюжеты евангельской истории, а на арках — апостолы, пророки, святые — все те, кто помогает людям в их пути на небо. Соответственно, своды и арки соединяют землю и небо.

Росписи на стенах храма показывают события Священной истории со времен грехопадения Адама и Евы, евангельские сцены, жития святых — все значимые события, включая становление государства, историю местности.

При кажущейся повторимости сюжетов каждый отдельный храм оригинален в своей росписи.

Особое место в храмовой росписи занимают Голгофа, место распятия Христа, его Крестной Жертвы, и победа над смертью, Воскресение Господне. Эти сюжеты располагаются в восточной части храма, где находится алтарь.

На западной стене чаще всего изображается Страшный Суд, напоминая выходящему из храма о неизбежном окончании жизни земной и предстоянии и ответе пред Богом на Суде. Этот образ напоминает об ответственности за деяния земной жизни. Иногда можно увидеть сцены сотворения мира, а также рай, где в блаженстве пребывают души праведных, однако эти сюжеты, скорее, менее характерны.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  Вперед »