Особое пространство Храма. Поведение человека в церкви
Свое название это место получило благодаря совершающейся на нем первой части Божественной литургии, называемое проскомидия (греч. «приношение»), когда готовят хлеб — просфоры и вино для совершения таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. Там же укрепляется крест с распятием, ставится лампада. Рядом с жертвенником находится столик для просфор и записок, поданных прихожанами, о здравии или упокоении.
В раннехристианские времена жертвенник находился вне алтаря, представляя особое отделение слева от него — северный придел. Именно в это отделение верующие клали свои жертвы — приношения, из которых священнослужитель отбирал самое лучшее для таинства Евхаристии.
Справа от престола с южной стороны в раннехристианские времена был другой придел, где хранились различные святые предметы: сосуды, одежды и другие, за которыми присматривал дьякон. Отсюда и название этого отделения — дьяконник. В наше время с этой же целью используют шкаф.
Когда жертвенник перенесли в алтарь, в приделах стали устанавливать и освящать престолы в честь святых или священных событий. Жертвенник символизирует место первого пришествия Христа, Вифлеемскую пещеру, где Он родился. Однако помимо этого, жертвенник символизирует и Голгофу, на которой Христос принес Себя в добровольную жертву, принял смертные муки. И еще одно символическое значение: в конце литургии, когда Святые Дары переносятся сюда с престола, жертвенник приобретает значение Престола Принебесного, куда вознесся Господь и воссел по правую руку от Отца.
Жертвенник, так же как и престол, считается местом святым, и прикасаться к нему могут только служители церкви.
Пространство между престолом и восточной стеной алтаря называется горним (высоким, возвышенным) местом. Здесь во время архиерейской службы ставится кресло, на котором может восседать только епископ. На скамьях или стульях, располагающихся рядом, в некоторые моменты службы садятся служащие священники. Около них в блестящих одеждах стоят дьяконы. Действо это (впрочем, как и вся служба) символично: архиерей представляет собой Самого Господа Бога, священнослужители, восседающие на скамьях, — апостолов, а дьяконы в сверкающих одеждах — ангелов.