Искусство середины XVI века

Постановления Стоглава стали постоянным руководством для иконописцев. Автор рассматриваемой иконы следует, по-видимому, рекомендациям собора. Отсюда общая строгость его произведения. Вместе с тем мастер использует разнообразные сплетения ритмов в распределении пятен и фигур. Евангелие и плат, которые держит Никола, утяжеляют правую сторону иконы. Художник уравновешивает ее смещением влево клейм темных тонов: двух первых в верхнем ряду и четырех с морскими сюжетами в нижнем. Одновременно он использует различные диагональные симметрии. Упомянутым четырем клеймам внизу противостоят светлые пятна четырех клейм верхнего ряда справа, где господствует белый цвет святительских одежд. По диагональной симметрии расположены также клейма „Рождество Николы" и „Явление Николы во сне царю Константину", где архитектура и возлежащие фигуры в красном взаимосвязаны. Два клейма с пейзажными фонами - „Чудо изгнания беса из кладезя" и „Исцеление бесноватого" - расположены также диагонально друг другу и противостоят двум вышеназванным клеймам с архитектурными мотивами. В левых клеймах на уровне средника изображения Николы стоят строго друг под другом, в правой - симметрично чередуются. Наконец, клейма с Агриковым сыном даны в повторной симметрии, а клейма с ковром - в зеркальной. Богатство ритмов наполняет это строгое произведение движением, заставляет взаимодействовать отдельные сцены, вводит в них жизнь.

К середине этого же столетия относится икона с чрезвычайно редким сюжетом - „Отрыгну сердце мое слово благо". Основанием датировки является палеография текста псалма на иконе. Эта композиция - переходная от типа „Предста царица" к иллюстрированию псалма 44. Аналогичные иконы имеются в собрании Государственной Третьяковской галереи, но они относятся уже к XVII веку и значительно уступают иконе из Музея имени Андрея Рублева по мастерству и продуманности.


« Назад  1 2 3 4 5 6