Искусство середины XVI века

Изображение еще одного известного исторического лица - Кирилла Белозерского - относится к середине XVI века. Иконография Кирилла Белозерского, выдающегося деятеля освоения Севера, восходит к его известной иконе-портрету, небольшой по размеру, находящейся в Государственной Третьяковской галерее и написанной Дионисием Глушицким, „зря на святого", в 1424 году. „Кирилл Белозерский" из Музея имени Андрея Рублева - произведение монументального характера. К сожалению, икона опилена, и нельзя определить, была ли она поясной или ростовой. В сильно увеличенном и в другую эпоху написанном изображении образ претерпел неизбежные изменения, но вместе с тем сохранилась каноническая верность прототипу. Характерной чертой протооригинала является приземистость фигуры Кирилла, изображенного уже в глубокой старости. Автор иконы Музея имени Андрея Рублева стремился также передать эту особенность. Но вместе с тем он придал образу динамику и энергию.

С влиянием митрополита Макария могут быть связаны створы с житием Николы от несохранившегося киота со статуей Николы (также несохранившейся). Сцены жития носят смешанные черты псковской (особенно в колорите) и московской школ живописи (последнее сказалось более в рисунке, типаже лиц и фигур). Псковское происхождение мастера можно считать очевидным.

Створы отличаются изысканностью. Рисунок тонкий и твердый. Византийские архитектурные мотивы вытесняются национальными - появляются храмы с „луковицами", типичные русские звонницы. Особенно показательно клеймо „Перенесение мощей Николы из Мир Ликийских в Бар-град". Изображенное здесь событие являлось особым „праздником", и, может быть, поэтому художник выполнил композицию с тщательной вдумчивостью. Художественная смелость мастера выразилась в том, что он изобразил землю красной. Дьяконы, несущие гроб, - в традиционных для сюжета белых одеждах. Виртуозность рисунка белых фигур дьяконов нельзя представить в более суровом искусстве XV века.

Искусство середины XVI века хорошо отражено в собрании музея. Значительным для этого периода произведением можно считать икону „Никола Зарайский, с житием" (1551-1552), написанную по заказу в Новгороде. Выполнение иконы отличается продуманностью и тщательностью. Цвет сдержанный, рисунок скупой, но точный. Датировка удостоверяет, что икона создана почти сразу после Стоглавого собора 1551 года, на котором много внимания было уделено вопросам церковной живописи и на котором представители Новгорода играли большую роль. Собор рекомендовал избегать как усложненного аллегоризма, так и упрощенности, и следовать старым образцам.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »