Искусство середины XVI века

Мастера группы лучших зеленофонных икон были московскими иконописцами, работавшими либо у митрополита Макария, либо у великого князя, а затем царя. Этим объясняется как связь с традициями Дионисия, так и широкое распространение заказов. Причем, видимо, это была не мастерская митрополита, который предпочитал, как известно, новгородцев и псковичей. Вместе с тем зеленые фоны очень широко использовались мастерами Грозного в более позднее время, так что можно считать эти иконы происходящими из царской мастерской, которая имела, очевидно, длительное непрерывное существование.

К этой группе следует отнести одно из интереснейших произведений музейного собрания - икону „Савватий Тверской (Оршинский)", которую можно датировать 40-ми годами XVI столетия. Савватий изображался чрезвычайно редко: его имя отсутствует в православных святцах, так как он являлся „местно чтимым". Сюжет принадлежит к жанру мистических видений: коленопреклоненный Савватий созерцает голгофский крест, который становится центром композиции, и тема образа святого заслоняется темой катарсиса. И крест, и святой окружены пейзажем, здесь и горки, и разнообразная растительность, и река. Пейзаж занимает непривычно большое для иконы место, что напоминает книжную миниатюру того времени. Выписанный тщательно и любовно, он несет в себе ощущение чудесного преображения жизни.

Вслед за Москвой зеленые фоны распространялись и в провинциальных центрах. Кроме упоминавшихся царских врат из села Маркова, музей обладает и другими подобными памятниками.

„Архангел Гавриил, из деисусного чина" (первая половина XVI в.) на зеленом фоне принадлежит наследию тверского искусства, но в нем чувствуется и московское художественное влияние. Элементы традиционной для Твери пластичности можно усматривать в деталях фигуры, например, в четкой, вылепленной форме левой ноги Гавриила, несколько неожиданной при плоскостности одежд. Но высветления на руках и груди связывают фигуру единым ритмом. Рисунок и характер лика ближе к московской традиции. Цветовое содержание иконы эффектно. Оранжево-розовые одежды Гавриила противопоставлены по цвету светло-зеленому фону. Темно-зеленый плащ противостоит фону по тону и светосиле. Фигура искусно соединена с крыльями темного цвета и выделяется своим четким силуэтом. Желтый нимб дополняет цвет одежд. Зеленая гамма получает, с одной стороны, разрешение в синем пятне подкладки лора и с другой - в желтом цвете нимба. Лоры украшены драгоценными камнями зеленого и красного цветов - изумрудами и рубинами, а также белыми точками, то есть жемчужной обнизью, создающими игру цветовой плоскости.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »