Ферапонтов монастырь
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/4
«Многолетнее упорное желание считать росписи Дионисия созданными из местных материалов вполне объяснимо, — пишет О. Лелекова. — Возникающий при этом образ средневекового художника становится созвучен «былинно-песенному» представлению о русском искусстве, где иконопись, а тем более стенная роспись, возводятся в совершенно особый вид искусства, ни на что в мире не похожий. Однако образ этот недостоверный, и сожалеть об этом не обязательно. Художественный гений Дионисия неоспорим и без поэтических обобщений, в которых не нуждались его современники-европейцы: Леонардо да Винчи, Джакомо Беллини, Пшьбейн Старший, Лукас Кранах...»
С юга к Рождественскому собору примыкает церковь Св. Мартиниана Белозерского. Она построена в 1640 — 1641 годах над гробницей игумена Мартиниана, преемника преподобного Ферапонта. В 1549 году преподобный Мартиниан Белозерский был канонизирован московским церковным собором. В храме сохранилась деревянная резная позолоченная рака над гробом преподобного Мартиниана.
Крытыми переходами собор соединен с колокольней и трапезной палатой с церковью Благовещения. Трапезная сооружена в 1530—1534 годах на средства, пожертвованные монастырю великим князем Московским Василием III, когда тот с Еленой Глинской объезжал северные монастыри, вымаливая у Бога себе наследника.
Надвратная церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта возведена в 1650 году.
В конце XV века в монастыре отбывал ссылку опальный киевский митрополит Спиридон, написавший здесь «Житие Свв. Зосимы и Савватия Соловецких» и «Изложение о православной истинной нашей вере».
А с 1666 по 1676 год в монастыре жил опальный патриарх Никон. Не смирившись с утратой своего влияния, капризный и властный, он не переставал надеяться на скорое возвращение и требовал от монахов патриарших почестей и привилегий. Монастырские власти, не вполне уверенные в том, что бывший патриарх не окажется снова в Москве, покорно выполняли все его требования. По указанию Никона для него были выстроены особые хоромы — «кельи многие житей с двадцать пять», а посреди Бородавского озера из камней насыпали остров в виде креста, где Никон водрузил деревянный крест и подолгу проводил там время в молитвах и уединении. На кресте была вырезана надпись: «Животворящий крест Христов поставил смиренный патриарх Никон, Божию милостию патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за Св. Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме».