Знаменский женский монастырь в Иркутске, единственный женский монастырь в Восточной Сибири, был основан в 1689 году на мысу при впадении в Ангару речки Ушаковки.
Все первые строения Знаменского монастыря были деревянными. Соборная Знаменская церковь, срубленная в 1693 году под наблюдением «выборного торгового человека» Власа Сидорова, к 1727 году пришла в ветхость. В 1728 году на ее месте возвели новый деревянный собор, но уже спустя 20 лет встал вопрос о замене всех построек монастыря каменными.
Во второй половине XVIII века в Знаменском монастыре Иркутска началось каменное строительство, продолженное в первые десятилетия XIX века. В результате сформировался дошедший до наших дней ансамбль монастыря, в который входят Знаменский собор, церковь во имя Свв. Дмитрия и Трифона, кладбище, дом настоятельниц, деревянный и каменный корпуса келий, хозяйственные постройки и ограда со Святыми воротами.
Знаменский собор построен в 1757 — 1762 годах в традициях иркутской школы сибирского барокко. К основному храму примыкают обширная трапезная и восьмигранная колокольня. В 1787 году к храму был пристроен Казанский придел, в 1794 году — Спасо-Преображенский придел.
В соборе сохранились многочисленные предметы старинного убранства: барочные резные иконостасы, иконы в старинных окладах работы иркутских серебряных дел мастеров. В храме хранится икона «Спас Вседержитель», облаченная в великолепный чеканный серебряный оклад, изготовленный местными мастерами в 1791 году.
При монастыре существовала золотошвейная мастерская, прославившаяся своими искусными мастерицами.
Среди послушниц обители была дочь известного государственного деятеля первой половины XVIII века Артемия Волынского, казненного при Анне Иоанновне. Его дочь Анна была насильно пострижена в монахини 23 августа 1741 года. При восшествии на престол императрицы Елизаветы «невольное пострижение» с Анны Волынской было снято, и она вернулась в Петербург, откуда прислала в дар Знаменскому монастырю напрестольное евангелие.
Еще одно историческое евангелие, хранившееся в Знаменском монастыре, было пожертвовано Петром I в 1708 году. Оно отпечатано в 1690 году в Москве. Дарственная надпись на Евангелии, собственноручно сделанная Петром, заканчивалась словами: «Аще кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковой во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Как дорогую реликвию, книгу в 1883 году одели в массивный чеканный, вызолоченный по серебру оклад московской работы.