После смерти царя Федора Алексеевича над Россией снова встал призрак Смуты. Кто будет править: малолетний Петр, сын Нарышкиной? Или Иван, сын Милославской? Патриарх Иоаким с архиереями и вельможами вышел на Красное крыльцо царского дворца и, велев собраться всяких чинов людям, спросил: Кому из царевичей быть на царстве?» «Петру!», «Петру!». Крики «Ивану!» были быстро заглушены.
Правительницей при малолетнем царе стала его мать, Наталья Кирилловна Нарышкина. Ее родственники, за которыми никто до сих пор не усматривал никаких достоинств, вдруг стремительно вознеслись: брат Иван в 23 года стал боярином — за что такая неслыханная честь?
Возмущение ширилось и вместе с ним крепла враждебная партия...
15 мая 1682 года в Кремль ворвались восставшие стрельцы, натравленные одной боярской партией на другую: «Выбрали Бог знает какого царя! Не хотим, чтобы нами правили Нарышкины и Матвеев, мы им всем шею свернем!» В толпе гуляли списки «изменников», среди которых на первом месте стояли имена царицыных родственников: бояр К. П. Нарышкина, И. К. Нарышкина, А. К. Нарышкина, окольничего Л. К. Нарышкина, стольников Федора, Василия и Петра Нарышкиных, Ивана Фомича Нарышкина, а также других бояр — сторонников «нарышкинской партии».
Вот в эти-то страшные минуты, когда толпа стрельцов, ворвавшихся во дворец, рвала на части старого боярина Артамона Матвеева, князя Черкасского, Афанасия Нарышкина и других «изменников», насмерть перепуганный Лев Кириллович Нарышкин, дядя царя Петра, кинувшись на колени перед иконой Пресвятой Богородицы, дал обет построить храм во имя Покрова Богородицы, если спасет и защитит его Всеблагая...
Такова предыстория церкви Покрова в бывшем подмосковном селе Фили, одного из самых замечательных произведений русского зодчества конца XVII века. Она была построена в 1693 году на средства боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Деньги на ее строительство дали и царица Наталья Кирилловна, и юный царь Петр.
Храм Покрова в Филях считается образцом, эталоном московского, или, как его еще называют, «нарышкинского», барокко — архитектурного стиля, получившего широкое распространение в России в последней трети 17-го столетия. В эту эпоху русское зодчество все настойчивее включается в общеевропейское русло. Стиль барокко с его пышностью и велеречием главенствует в Европе. Но художественный гений каждого народа сохраняет в этом общем стиле свое лицо, сохранил его и русский художественный гений...
Церковь Покрова в Филях чарует своим непередаваемым изяществом, стройностью и изысканностью белокаменного кружева, которое особенно нарядно смотрится на фоне красных стен храма. Глядя на эту красоту, трудно поверить, что еще в начале 1960-х годов храм стоял полуразрушенным и изуродованным.