Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Церковь Иоанна Предтече в Толчкове

Остановить слайд-шоу
1/5


Первоначально фасады церкви Святого Иоанна Предтечи выглядели намного ярче, праздничнее, чем в наши дни. Еще в начале XX века железные ставни окон покрывала яркая роспись в виде крупных цветов на темном фоне.

В церкви Иоанна Предтечи с особой силой и, пожалуй, в максимальной степени проявилось стремление ярославских зодчих к праздничности, красочности, к узорочью. Церковь украшена просто изощренно. Произведениями искусства являются прорезные металлические подзоры и гребни над крылечками. Многоцветные изразцы и фигурный кирпич образуют на стенах храма сплошной ковер. Так же богато украшен и интерьер храма: цветистый орнамент покрывает все детали, белокаменные порталы, фигурные скамьи в галереях, кованые двери и даже деревянные лестницы. Как писал известный исследователь древнерусского зодчества Н. Н. Воронин, в храме Иоанна Предтечи в Толчкове «любовная рука художника не оставила без внимания ни одной детали — все было превращено в произведение искусства».

Для росписи своего великолепного храма жители Толчковской слободы пригласили самых лучших мастеров «стенного писания». Артелью из шестнадцати художников руководил известный ярославский мастер Дмитрий Плеханов, работавший в Ростове Великом, Троице-Сергиевой лавре, Вологде. Его помощником был Федор Игнатьев, также талантливый и опытный мастер.

Как считают искусствоведы, во фресках Толчковского храма получил «самое полное и наиболее совершенное выражение декоративноповествовательный стиль» ярославско-костромской школы живописи второй половины XVII века. Иными словами, фрески Толчкова — вершина ярославско-костромской живописи. Это настоящая энциклопедия библейских и евангельских сюжетов, от сотворения мира до Страшного суда, равной которой нет не только в русском, но и в мировом искусстве. Центральной темой росписей является житие Иоанна Предтечи, во имя которого освящен храм. Помимо сюжетов Ветхого и Нового заветов, мастера обратились к житийной и духовной литературе, изобразив на стенах храма и притчи «Видение отца о загробных муках его дочери», «О блаженном Тите» и т.п. Нашли свое место среди росписей храма и Святцы, на которых по двенадцати месяцам расположены изображения всех православных святых.


« Назад  1 2 3  Вперед »