Церковь Иоанна Предтече в Толчкове
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/5
«Самым лучшим украшением Ярославля являются его храмы», — писали в 1899 году авторы знаменитой «России» — «Полного географического описания нашего Отечества», изданного под руководством П. П. Семенова-Тянь-Шанско-го. На протяжении всего 17-го столетия соперничали между собой богатые ярославские слободы: чей храм будет красивее и благолепнее? И, пожалуй, всех превзошли жители кожевенной Толчковской слободы, которые еще во времена Ивана Грозного прославились на всю Россию выделкой дорогих кож — красной юфти.
Церковь Иоанна Предтечи вТолчкове построена в 1671 — 1687 годах на месте разрушенного в 1609 году поляками храма. Когда церковь освободилась, наконец, от строительных лесов, ярославцев ждало потрясение. Никогда еще в Ярославле не создавалось такого величественного, красочного, сложного и необычного сооружения! Впоследствии его неоднократно брали за образец при строительстве других посадских храмов.
Архитектура Толчковской церкви в Ярославле настолько необычна, что в поздние времена вокруг нее возникло множество легенд. Говорили, будто ее строили голландские мастера. По другой версии, строителями храма были мастера из далекой Бухары.
Между тем эта церковь Святого Иоанна Предтечи построена ярославскими зодчими, которые использовали смелый и неожиданный прием: боковые приделы подняты до высоты основного объема храма и подведены с ним иод одну кровлю. Главы приделов сомкнуты в компактные живописные группы. Они почти равновелики боковым главам основного объема и как бы усиливают взлет центральной главы храма. Тесное пятнадцатиглавие поднимается над могучим основанием храма и издали воспринимается как нечто сказочное. Покрытые железными листами наподобие чешуи, главы Толчковской церкви образуют на фоне неба торжественную пирамидальную композицию.
На красной кирпичной поверхности стен выделяются изразцовые вставки, геометрический орнамент из лекального фигурного кирпича, росписи в виде гроздьев хмеля и фантастических цветов. В Толчковской церкви фигурный кирпич впервые полностью заменил тесаный камень. Формы и размеры кирпичных блоков самые разные, и причудливый узор, выложенный ими на стенах храма, напоминает мотивы народной деревянной резьбы. Наиболее изощренное декоративное убранство наружных стен расположено совсем близко от земли, и соответственно, ближе к зрителю. Живописнее всего фигурным кирпичом, терракотой и изразцами украшены высокие крыльца и стены галереи-паперти. Ряды глубоких квадратных ниш создают на стенах галерей и крылец в солнечную погоду необыкновенно причудливую игру теней. В окружении терракотовых фигурных вставок поливные изразцы похожи на драгоценную бирюзу. Использован в украшении крылец и излюбленный на Руси белый камень, из него выточены так называемые гирьки — причудливые шишки, «подвешенные» по центру арочных проемов.