Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Спасо-Яковлевский монастырь

Остановить слайд-шоу
1/2


В XVIII веке убранство Спасо-Яковлевского собора показалось слишком простым, а потому перед стенным живописным иконостасом был поставлен в 1762–1766 годах деревянный, резной и позолоченный, выполненный резчиками из города Осташкова — Сысоем Изотовичем Шоломотовым и Степаном Никитиным Вочкаревым за большую сумму — 1006 рублей. Иконы были написаны придворным декоратором Венедиктом Вендерским в 1780 году. Этот иконостас, исполненный в стиле барокко, стоит затраченных на него денег. Приходится поражаться с каким неподражаемым мастерством сделано это сложное по своим формам сооружение. Отдельные его части то выступают в виде декоративных «пилонов», то изгибаются, чтобы дать возможность осветить его через расширенные окна, то отступают в тень.

Здесь мы не найдем ни одной прямолинейной формы — ордера с сильной креповкой венчающих карнизов, картуши, обрамляющие иконы, и многочисленная и разнообразная растительная резьба словно гирлянды редкостных растений и цветов спадает сверху вниз.

 Венчающее иконостас панно, изображающее Воскресение Христа, выполнено с неподражаемой выдумкой и своеобразием. Остается неясным, где могли учиться своему мастерству названные художники. Правда, Осташков, Торопец и другие города Тверского края славились в тот век своими мастерами-резчиками. Но здесь поражает не только мастерство исполнения отдельных мотивов, но и архитектурная слаженность всего сложно скомпонованного иконостаса в целом. Даже в Подмосковье появились в эти годы пилонообраэные иконостасы, явно подражавшие ростовским.

В эти же годы деревянная ограда стала заменяться каменной, причем мастерам предписывалось строить по образцу митрополии («Архиерейского дома»). Ее строили крестьянин-каменщик села Писцова М.Т. Коньков и его товарищ из села Липорева И.А. Зарубин. Ворота, выходящие к озеру, возможно, построены позднее, то есть в 30-х годах XIX века, возможно, тем же Паньковым.

На углах ограды стоят декоративные стрельчатые башенки. Эти же мотивы, но более скромно, применены в северных входных воротах, отличающихся красивыми общими пропорциями и видом. Это обращение к так называемым псевдоготическим формам было, по-видимому, обусловлено не только распространившейся во второй половине XVIII века модой на такого рода здания, преимущественно садово-паркового характера, но и желанием обострить общий силуэт монастыря, столь свойственный вообще всем русским монастырям. Они как бы представляли собой небольшой город с многочисленными и разнообразными по форме крышами.


« Назад  1 2 3 4  Вперед »