Софийский собор в Вологде
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/5
Фрески вологодского Софийского собора созданы при архиепископе Гаврииле артелью ярославских иконописцев в 1686 — 1688 годах. Возглавлял артель выдающийся ярославский мастер стенного письма Дмитрий Григорьевич Плеханов, с именем которого связаны также росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. В середине 19-го столетия фрески Софийского собора были переписаны артелью ярославского же иконописца А. М. Колчина.
По грандиозным масштабам (площадь фресок составляет около 5000 квадратных метров), по полноте и своеобразию иконографии, по мастерству исполнения, по сохранности фрески Софийского собора относятся к лучшим памятникам русской монументальной живописи второй половины XVII века. Были частично украшены росписью и наружные стены храма: над южным крыльцом появились композиции «Отечество» и «Неопалимая купина».
В росписях Софийского собора поражает обилие красок, персонажей, сюжетов. Одно из центральных мест занимает большая композиция «Страшный суд». Но художники отнюдь не собираются запугивать верующих: наоборот, они указывают им путь спасения с помощью целого сонма небесных заступников, и прежде всего Пресвятой Богородицы. Глядя на эти сцены, поневоле вспомнишь о том грязном потоке запугиваний, который ежедневно извергают на нас средства массовой информации... «Конец света!» «Нострадамус предсказал!» Войны, террор, бандитизм, затмения солнца, астероиды, кометы, пришельцы, смертельные болезни, озоновые дыры — нет спасения!
Есть спасение. Спасение — это Христос. Ибо это он придет судить живых и мертвых, и царствию его не будет конца. И не конца света, не Страшного суда надо бояться, а нашего ответа на Страшном суде — что мы скажем Христу в свое оправдание? Что жили по заповедям Его или что каждый день распинали Его?
Об этом с удивительной художественной силой напоминают нам фрески Софийского собора.
Фрески стелятся сплошным ковром. Это восприятие мира как «вертограда многоцветного» было характерно для всего русского общества XVII века. «Вертоград многоцветный» — выражение Симеона Полоцкого. «Сад Богоделанный» — вторит ему старообрядец протопоп Аввакум. Эта идея пронизывает все творчество русских мастеров XVII века, с особой силой выразившись в творчестве ярославских и костромских живописцев. Отсюда берут начало истоки русского барокко — нового направления, возобладавшего в конце 17-го столетия.