Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Соборы Романова-Борисоглебска (Тутаева)

Остановить слайд-шоу
1/3

Крестовоздвиженский собор в Романове-Борисоглебске
Воскресенский собор Борисоглебска
Воскресенский собор Борисоглебска

Простой и суровый облик Крестовоздвиженского собора напоминает о крепости. Крестовоздвиженский храм построен ярославскими мастерами на месте древнего деревянного собора, совсем обветшавшего к середине XVII века. Массивный объем собора подчеркивается нарядной шатровой колокольней и стройными шатрами двух боковых приделов — их маленькие кубики примыкают к собору с юга и с севеpa. С трех сторон его опоясывают низкие крытые галереи-паперти. Храм увенчан огромным пятиглавием.

Внутри — монументальные росписи костромских мастеров Гурия Никитина и Василия Ильина, выдающихся живописцев 17-го столетия. Суровы фигуры небесных воинов, строги лики подвижников. Собор стал хранителем всей столетней истории Романова, и на его стенах, кажется, отпечаталась память о войнах и набегах, княжеских усобицах и пожарах Смуты. Наиболее мастерски исполненные росписи находятся на южной стене. Они посвящены евангельской тематике, но только вот вместо римских воинов — разухабистые русские парни в широких портах и подпоясанных рубахах...

Украшением храма были многочисленные древнего письма иконы и старинные колокола.

Воскресенский собор Борисоглебска (1652—1670) поражает огромными размерами и богатым декоративным «узорочьем». Еще в XIX веке исследователи удивлялись «непонятному капризу истории, забросившему в тихий приволжский городок этот дивный памятник, значительно превосходящий ярославские церкви не только размерами, но и роскошью». Это один из самых знаменитых памятников древнерусской архитектуры, ставший классическим образцом узорной кирпичной кладки, которой так славились верхневолжские мастера 17-го столетия. Храм словно вырезан из камня. Пышные узоры ковром покрывают стены собора, создавая причудливую игру света и тени.

Воскресенский собор дополняют стройная восьмигранная колокольня с высоким шатром и восьмигранная же, игрушечно легкая башенка над Святыми воротами ограды. Весь ансамбль стоит на широкой площади, на вершине высокого холма, и к нему сбегаются со всех сторон несколько улиц. Первоначально на этом месте находилась деревянная пятиглавая церковь Бориса и Глеба, давшая имя слободе. В 1652 году ее сменила каменная шатровая церковь. Надпись об ее освящении сохранилась на западной стене Воскресенского собора. Но, простояв всего полтора десятка лет, церковь начала разрушаться, и тогда, по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича, ярославские мастера частично разобрали церковь и возвели на ее месте Воскресенский собор, значительно расширив предыдущую постройку. С трех сторон собор окружают узорчатые галереи с двумя приделами — Петропавловским и Борисоглебским. Храм увенчивают пять огромных шаровидных глав.


« Назад  1 2 3  Вперед »