В четырех верстах от Козельска, на правом берегу реки Жиздры, под сенью вековых дубовых лесов, находится известная всей России Введенская Оптина пустынь. От города до монастыря километра два. Монастырь расположен на невысоком пригорке над Жиздрой, хорошо видный из Козельска. Среди тысячи с лишним монастырей России Оптина пустынь занимает особое место — не богатством, не архитектурой, но своей удивительной ролью в духовной жизни страны.
По преданию, Оптина пустынь была основана в XIV веке разбойником Оптой, который после многих лет разбойной жизни раскаялся в своих злодеяниях и принял иночество под именем Макария. Он основал пустынь в живописной местности, окруженной хорошо знакомыми ему вековыми лесами.
Долгое время монастырь Оптина пустынь влачил скромное существование. Вотчин у него не было, единственную мельницу отобрал город Козельск, и монахи зачастую питались одной вареной капустой. «Пожалейте нас!» — было написано на страницах вкладной книги монастыря.
В 1724 году Оптина пустынь была упразднена, а ее монахи переведены в Белевский монастырь. Единственная церковь монастыря была обращена в приходскую. Однако в 1726 году козельский воевода и местные дворяне Шепелевы обратились к властям с ходатайством о возрождении пустыни. Ходатайство было удовлетворено, и Оптина пустынь была восстановлена.
Но положение монастыря не улучшилось. Он по-прежнему оставался бедным и малолюдным. К 1773 году в Оптиной пустыни осталось всего два монаха, оба глубокие старики, один к тому же слепой. Местные жители по ночам нахально выкашивали монастырские луга, ловили рыбу в монастырских прудах, украли двух лошадей. «Обыватели ходят по нашим дачам и поют песни, так что и во время божественной службы слышно в церкви», — жаловались монахи.
С конца XVIII века все начало меняться. Со всех сторон стали поступать пожертвования, монастырь приобрел угодья, мельницу, начал обстраиваться каменными зданиями. Но настоящие перемены начались с 1821 года, когда на бывшей монастырской пасеке был устроен скит. Здесь в совершенном уединении поселились отцы-пустынники, а всей духовной жизнью обители стал ведать старец (за настоятелем остались только административные функции).