Иконопись Севера конца XVI - начала XVII века

Икона „Архангел Михаил, с деяниями" из поселка Лальска (конец XVI - начало XVII в.) представляет собой пример взаимодействия нового столичного и традиционного направлений. Если в цвете и в характере форм средника еще чувствуется манера XVI столетия, то истонченность фигур в клеймах навеяна, очевидно, искусством „строгановских писем".

Началом XVII века датируется дверь в жертвенник из села Семеновское, которая может быть отнесена к монастырскому письму Троице-Сергиева монастыря47. Она расписана сюжетными сценами в пять ярусов. Помимо библейских мотивов, здесь помещены и народные, например, композиции на слова духовного стиха „Плач об Адаме". В целом композиция подчинена эсхатологической и космологической идеям. В верхнем ярусе изображено „лоно Авраамово" и благоразумный разбойник ; во втором - сотворение Адама и Евы; третий ярус представляет изгнание праотцов из рая и их плач; четвертый посвящен книге пророка Даниила с дополнением аллегорической композиции на тему о праведной душе; наконец, самый нижний, пятый ярус изображает смерть монаха и адские круги. Несмотря на простоту схемы расположения сцен, связи между ними довольно сложные. В основе композиции лежит ось „верхних", соотносимая с понятиями рая и ада. Верхний ярус представляет идею вневременного, вечного блаженства. Во втором ярусе представлен рай земной как начало истории человечества. Эпизоды изгнания и оплакивания являются завершением первого, райского этапа человеческой истории. Интересно отметить, что переход от райского бытия к падшему состоянию отмечен изменением цвета фона: из белого он становится желтым. В четвертом ярусе выражена мысль, самостоятельная по отношению к трем предыдущим, хотя и связанная с ними. Это художник подчеркивает тем, что четвертый ярус может читаться не слева направо, а справа налево: несмотря на грехопадение, „праведная душа" может спастись так же, как три отрока из огненной печи и Даниил из львиного рва. Нижний ярус также читается справа налево вслед за предыдущим: сперва смерть „первая", то есть естественная, затем - смерть „вторая", то есть вечные муки для „грешников".

Автора описанной композиции, соединившего библейские сюжеты с народной мудростью, можно считать народным философом. Вместе с тем он был и превосходным художником. Он вполне владеет традиционным построением фигуры и системой пробелов, ассоциирующимися с традициями монументальной живописи XVI века. Великолепны сочетания синего, красного, зеленого цветов.


« Назад  1 2 3  Вперед »