Иконопись Севера конца XVI - начала XVII века

Иконопись Севера конца XVI - начала XVII века представлена в музее рядом „праздников" из одного чина, среди которых наиболее интересным представляется „Крещение". Космос этой иконы „христоцентричен". Берега Иордана замыкаются в овальный водоем вокруг Христа, на него же ориентированы горки. Рыбы и куст, испуганно благоговейный Иоанн и ангелы, луч с неба от голубя - все приведено художником в стройное единство, стержнем которого является триада: Христос - голубь - небо.

С Севера же, по всей вероятности, происходит икона „Никола, с житием" конца XVI века, с характерными признаками народной живописи, с подчеркнутой статуарностью фигуры Николы в среднике.

Прекрасной народной северной иконой конца XVI века является „Огненное вознесение Ильи Пророка". Этот сюжет, близкий жанру мистических видений, давал художественному воображению широчайшие возможности. Облако, небесные кони, рука божья, земля, Елисей и Илья, ангел - все это дает различные образы телесности, разные типы движений, масштабов, которые можно бесконечно варьировать, находя самые неожиданные решения. Несмотря на досадные утраты, в иконе ощущается мгновенность подъема Ильи, только что шедшего рядом с Елисеем. В сложной взаимосвязи действующих лиц выделяется соотнесенность жестов руки божьей и указывающего на нее Ильи.

В поступательном развитии русского искусства рубеж XVI-XVII веков отмечен новым качественным сдвигом, обусловленным целым рядом причин. Общественные потрясения времен Ивана Грозного, возрастающая на протяжении всего XVI века мощь абсолютизма в России, изменения экономического и политического порядка, расширение культурных контактов с другими государствами - все это не могло не влиять как на духовное содержание, так и на формальный язык древнерусского искусства. Новые традиции придворного и аристократического быта требовали от искусства новых качеств. Начинают развиваться, особенно у московских мастеров, невиданные прежде утонченность и изысканность, порой доходящие до манерности. Подобное искусство, получившее название „строгановских писем", оказывало, без сомнения, влияние и на провинциальные центры. Вместе с тем интенсивно начинает развиваться, уже в XVII веке, искусство Поволжья, в котором главное место занимает самобытность национальных традиций. Монастырское же искусство остается относительно более традиционным.


1 2 3  Вперед »