Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Архангельский собор Московского Кремля

Остановить слайд-шоу
1/3

Архангельский собор. Город Москва.
Архангельский собор. Город Москва.
Архангельский собор. Город Москва.

Росписи Архангельского собора включают в себя и композиции на тему подвигов Архангела Михаила, предводителя небесных сил бесплотных, ведущих незримую борьбу с силами ада. Они расположены на северной и южной стенах храма. В канву этих композиций вплетено несколько сюжетов, повествующих о борьбе Руси с татарами — связь небесного и земного для наших предков была слишком очевидна. Это мы, сегодняшние, слепо тыркаемся по сторонам в поисках выхода из круга обступивших проблем.. Первый иконостас собора погиб в пожаре 1547 года. Существующий уже иконостас создан в 1680—1681 годах группой московских иконописцев под руководством Дорофея Золотарева, автора иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Особенно удалась мастерам золоченая резьба иконостаса — использованные ими новые декоративные формы сыграли большую роль в формировании нового художественного стиля, получившего название московское барокко.

Росписи Архангельского собора Кремля неоднократно реставрировались. Большая реставрация была произведена после 1812 года, когда французы, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта. Тогда же, после 1812 года, был обновлен иконостас.

Главной святыней собора является храмовая икона «Михаил Архангел с житием». Легенда связывает ее создание в конце XIV века с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Написанная мастером из круга Андрея Рублева, икона стала символом защиты всего народа, всей Русской земли от татарского ига, от вражеских нашествий. Автор, писавший ее, явно был одним из крупнейших мастеров Древней Руси, чье имя не дошло до нас. Икона «Михаил Архангел» по своим художественным достоинствам может быть поставлена в ряд с высшими достижениями древнерусской живописи.

В соборе хранилось множество древних книг, среди которых — рукописное евангелие XII века.

В интерьере собора царит полумрак. В этом полумраке безмолвно высятся 46 массивных каменных гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Здесь же похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. И здесь же были упокоены мощи святых мучеников князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году. В Архангельском соборе погребены Петр Ибрагимович, царь Казанский, и царевич татарский Александр Сафагиреевич, сын царицы Сумбеки — зримое свидетельство того, что, по словам А. Н. Муравьева, «не муками и не кострами, как некогда князей черниговских, тверских и рязанских, терзаемых в Орде за веру предков, но кротким светом Евангельской истины призывала святая Русь закоснелых врагов своих из тьмы язычества в благодатное царство Христово». Не «евразийство», а вера во Христа сливала воедино разноплеменные народы, «издавна обагренные взаимною кровью».


« Назад  1 2 3 4  Вперед »